Особенность связи литературных жанров и действительности
Связь между литературными жанрами и внехудожественной реальностью является тесной и разнохарактерной. Жанровая составляющая литературного произведения формируется имеющимися во всем мире феноменами культурно-исторической жизни. Например, основные характеристики давнего героического эпоса определились благодаря особенностям той эпохи, вовремя, которой они существовали. Для нее было характерно становление государства и этносов. В качестве другого примера можно привести становление романного начала в Новое время. Именно в тот период духовное самосостояние личности стало важным элементом первичной действительности.
Развитие жанровых форм связано с развитием непосредственно в социальной сфере. Эту тенденцию ярко демонстрируют работы В. Плеханова, где он в качестве пример приводит развитие французской драматургии XVII–XVIII вв., ее путь от трагедии классицизма до «мещанской драмы» эпохи Просвещения.
Жанровые структуры также, как и родовые представляют собой преломление элементов внехудожественной социально-культурной и природной действительности. Жанровые тенденции закрепляют принципы композиции произведений. Эти принципы в свою очередь отражают структуру картин жизни. Образование художественной речи в любом литературном жанре зависит от нормы высказываний внехудожественной действительности, например, ораторских, публичных, разговорных и так далее. Эту концепцию поддерживал известный немецкий философ и теолог первой половины XIX в. Фридрих Шлейермахер. Он пришел к выводу, что драма возникла из жизни бытовых разговоров, хоры античных комедий и трагедий есть ни что иное как встреча народа с неким человеком, в свою очередь прообразом художественной формы эпоса является рассказ.
На литературные жанр воздействуют абсолютно разные формы речи. М.М. Бахтин пишет, что все человеческие высказывания имеют определенные и в некоторой степени постоянные типичные формы построения целого, все люди носители богатого набора устных и письменных жанров. М.М. Бахтин считал, что все речевые жанры можно поделить на:
- первичные
- вторичные
К первичным речевым жанрам относятся те жанры которое сложились в условиях непосредственного речевого общения, например, беседа, дискуссия, диалог.
К вторичным речевым жанрам относятся идеологические жанры, которые сформировались в результате ораторских выступлений, научных и философских трактатов.
Как опять же продолжает М.М. Бахтин, художественно-речевые жанры принадлежат к вторичным речевым жанрам, они в основном являются представителями бывших первичных речевых жанров (реплик диалога, бытовых рассказов, писем, протоколов и т. д.).
Литературные жанровые структуры как канонические, так и свободные имеют подобие взятые из жизни. Эти жизненные аналоги определяют их появление и упрочение. Все это является сферой генезиса, то есть происхождения литературных жанров.
Рецептивные связи
Кроме того, немаловажной является рецептивная сторона взаимодействия художественного жанра и первичной действительности. Каждое произведение в зависимости от своей жанровой принадлежности ориентирована на характерные условия восприятия. Каждый литературный жанр имеет своего определенного адресата, жанр ориентируется на ощущения своей публики.
Особенность работы жанров в наибольшей степени ярко прослеживается на ранних этапах развития словесного искусства. В качестве примера можно привести слова Д.С. Лихачева о древнерусской литературе, ученый считал, что литературные жанры формируются сферами их использования, будь то богослужение, юридические документы (статейные списки, летописи, повести о княжеских преступлениях), княжеский быт (торжественные речи). Этот факт так же подтверждает и то, что в XVII–XVIII вв. классическая ода по своей сути была частью торжественного дворцового ритуала.
Устные народные жанры и действительность
Устные народные жанры так же имеют связь с определенной воспринимающей ситуацией. Ранее обязательным элементом массового празднества были комедии фарсовой направленности, они были частью этого мероприятия. Сказки в свою очередь рассказывались во время свободного времени, сказки адресовались определённому узкому кругу людей. Частушка в свою очередь появилась не так давно, частушка — это представитель городской и деревенской улицы.
Когда словесное искусство целиком стало содержаться в книге, оно ослабило связь с реальными формами, так как чтение художественной литературы имеет место быть в любой обстановке. Однако произведение все-таки воспринимается благодаря жанрово-родовым свойствам. Когда читатель читает драму, то у него возникает ассоциация с представлением на сцене, когда читается сказка, она ассоциируется с живой беседой. Семейно-бытовые романы, повести, очерки описания природы, дружеская и любовная лирика способны вызвать у читателя ощущение, что автор обращается именно читателю. Читатель попадает в атмосферу доверия. Когда читаешь героические и эпические произведения, то возникает ощущение причастности к грандиозным событиям, единение с героическим народом. Таким образом, можно сказать что литературный жанр является связующем звеном между писателем и читателем.
Понятие «литературный жанр» в XX веке
Термин «литературный жанр» в XX веке подвергался постоянной критике, его хотели отменить или заменить на что-то другое. Такие литературоведы как Б. Кроче и П. ван Тигем, считали, что литературные жанры, которым следователи писатели прошлого исследовать бесполезно, ими были взяты взрослые формы и в их развитии они добились огромного успеха.
С другой же стороны, М.М. Бахтин, считает, что именно литературный жанр является главным действующим лицом литературного процесса. Истина заключается в том, что в «доромантический» период образ литературы определялся жанровыми законами, а в XIX-XX веках в центре литературного процесса стал непосредственно автор. Таким образом жанр отошел на второй план, но своей роли не потерял.