Лирика – это один из родов литературы, в пределах которого мироотношение персонажа или автора произведения раскрывается как непосредственное выражение его впечатлений, чувств, мыслей, настроений и т.д.
Понятие лирики
Лирика, лирическая поэзия воспроизводит субъективное личное отношение автора к чему-либо или его настроение. Лиризм означает чувствительность в настроениях, переживаниях, тонкость и мягкость эмоционального начала.
Согласно Л. П. Крысиной, лирической поэзией называется поэзия в которой выражаются переживания и чувства поэта.
Жанрами лирики являются романс, стихотворение, элегия, послание.
В отличие от драмы и эпоса, где изображаются законченные характеры, которые действуют разных обстоятельствах, в лирике изображаются отдельные состояния характера в определенный момент жизни.
Лирический образ – это переживание, выражение мыслей и чувств автора в связи с разными жизненными впечатлениями.
Лирика берет свое начало из песни, где в немногих словах выражается настроение певца. Древнейшими произведениями искусственной лирики, дошедшими до нас, являются Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Впоследствии Псалмы легли в основу христианской религиозной лирики и переведены на все европейские языки. Приписываемую царю Соломону Песнь Песней можно называть и лиро-эпической поэмой.
В лирике система художественных средств полностью подчинена раскрытию цельного движения человеческой души. Переживание, запечатлеваемое лирически, заметно отличается от жизненных эмоция. Эмоция в лирике – это некая квинтэссенция душевного опыта субъекта. Как говорил Гинзбург, лирика является самым субъективным родом литературы. В основе лирического произведения лежит переживание, которое представляет собой результат художественного преображения чувства, испытанного человеком в реальной жизни. лирику неизменно привлекают состояния души, которые знаменуют сосредоточенность человека на реальности, внешней ему. Для лирики свойственно художественное освоение не только сознания, но и бытия. Такими являются пейзажные, философские и гражданские стихотворения.
Лирика главным образом тяготеет к малой форме. Несмотря на то, что существует жанр лирической поэмы, в которой переживания воссоздаются в их симфонической многоплановости (например, «Поэма конца» М. Цветаевой, «Про это» Маяковского,), в лирике преобладают произведения, имеющие небольшой объем. Сильман в работе «Заметки о лирике» обозначил принцип таких произведений: «как можно короче и как можно полнее». Лирические тексты, устремленные к максимальной компактности, подобны афоризмам и пословичным формам.
Состояния сознания в лирике воплощаются по-разному:
- открыто и прямо, в исповедальных монологах, задушевных признаниях (например, стихотворении Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»);
- косвенно, в виде изображения внешней реальности (описательная лирика, в первую очередь пейзажная);
- в виде небольшого рассказа о каком-либо событии (повествовательная лирика).
Практически любом лирическом произведении есть медитативное начало.
Медитация – это психологически напряженное, взволнованное раздумье о чем-либо.
Нейтральность тона, беспристрастность несовместимы с лирикой, здесь речь исполнена экспрессии, она является доминирующим и организующим началом. В большинстве своем лирическое произведение имеет стихотворную форму, а экспрессивность речи роднит искусство лирики с музыкой.
Виды лирики
В литературоведении существует несколько классификаций видов лирики. Лирические произведения различаются по своей тематике:
- Гражданская (например, М. Ю. Лермонтов «Прощай, немытая Россия», А. А. Блок «Россия», О. Мандельштам «Полночь в Москве» и т.д.);
- Философская (Ф. И. Тютчев «Фонтан», «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкин);
- Пейзажная (Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Снега», С. А Есенин «Белая береза»);
- Политическая (Ф. И. Тютчев «Наполеон»);
- Любовная (А. А. Пушкин «Я вас любил», Н. А. Некрасов «Так это шутка? Милая моя..»).
Но необходимо иметь в виду, что лирические произведения по большей части являются многотемными, так как в одном переживании автора могут отражаться различные мотивы – мотив дружбы, любви, гражданские чувства.
Выделяют несколько лирических жанров. Одним из них является ода – жанр, в котором воспевается какое-либо значимое событие, явление либо важное историческое лицо. Особое развитие этот жанр получил в классицизме.
Еще одним жанром лирики является песня. Этот жанр может относиться также и к эпическому жанру. Для песни характерна сюжетность, в ее основе лежат душевные переживания автора или героя.
Элегия – это жанр романтической поэзии, грустные раздумья автора о судьбе, о жизни, о своем месте в мире.
Послание – лирический жанр, не связанный с какой-либо определенной традицией. Характерной чертой послания является обращенность к кому-то.
Еще одним лирическим жанром является сонет, лирическое стихотворение, которое характеризуется жесткими требованиями к форме. Сонет должен состоять из 14 строк. Различают английский сонет и французский сонет.
Эпиграмма – это короткое стихотворение, в котором высмеивается либо в юмористической форме представляется какое-либо отдельное лицо.
Сатира – развернутое по объему и по масштабу изображаемого стихотворение, в котором, как правило, высмеиваются социальные недостатки. Для этого жанра характерен гражданский пафос. Часто сатирический жанр относят к эпическому виду.
Такое деление на жанры является очень условным, так как они редко представлены в чистом виде. Стихотворение одновременно может сочетать несколько жанров. Например, стихотворение А. С. Пушкина «К морю» сочетает в себе и послание, и элегию.
Основной формой лирических произведений является стихотворение, но лирика может существовать и в прозе. В этом случае это, как правило, вставные лирически фрагменты и обособленные лирические миниатюры.