Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистические особенности интерпретации внутренней монологической речи

Определение 1

Монологическая речь – это относительно протяженная, структурно и содержательно целостная речевая цепь, которая на всем протяжении создается одним участником речевого акта.

Сущность понятия «внутренняя речь» в художественном произведении

Внутренней речью называется компонент художественного текста. В произведении внутренняя речь художественно изображает речемыслительную деятельность, является предметом изображения. Кроме того, внутренняя речь в произведении участвует в создании образов персонажей и является средством психологического анализа, направленным на изображение персонажей «изнутри». Внутренняя речь соотносится с такими категориями, как:

  • Авторская речь;
  • Речь персонажа;
  • Диалогическая и монологическая речь;
  • «поток сознания»;
  • Несобственно-прямая речь;
  • Внутренний монолог.

Внутренняя речь – это элемент речевой структуры образа персонажа. В структуру художественного текста входит два самостоятельных речевых сегмента: персонажный и авторский. Каждый из них имеет собственные языковые средства для изображения героев. Все объединяемые автором фрагменты текста образуют авторскую речь, а объединяемые образом героя – персонажную.

Одна из важнейших составляющих персонажной сферы – речевое воплощение образа.

Определение 2

Речевое воплощение образа – это совокупность фрагментов художественного текста, которые представляют речь персонажа, а также соотносятся с ним как с субъектом речи, совокупность фрагментов повествования, которые характеризуют речевую манеру, особенности мышления персонажа, пересказывают содержание его сознания.

Фрагменты текста с внутренней и произнесенной речью персонажа взаимодополняют друг друга, образуя в совокупности речевую структуру образа.

«Лингвистические особенности интерпретации внутренней монологической речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Речевая структура образа занимает ведущее место в речевом воплощении образа персонажа.

Для внутренней речи специфическими являются единицы экспрессивного и разговорного синтаксиса, выполняющие разные функции: элементы экспрессивного синтаксиса (вопросительные, восклицательные предложения, конструкции представления) передают напряженность эмоционального состояния героя, а единицы синтаксиса (повторы, неполные и односоставные предложения, синтаксический параллелизм, присоединительные конструкции) имитируют естественность речемыслительной деятельности.

В художественной литературе существует выделяют следующие внутренней речи:

  • Простое внутреннее реплицирование;
  • Внутренний монолог;
  • Внутренний диалог;
  • В совокупности, они образуют процесс внутренней коммуникации персонажа, который осуществляется при помощи внутренней речи.

Каждая из форм внутренней речи имеет семантические и структурные особенности. Простое внутреннее реплицирование – это отдельные, краткие, невзаимосвязанные высказывания, которые обычно возникают в неречевых ситуациях или содержат внутренний комментарий персонажа к воспринимаемой внешней речи.

Особенности внутреннего монолога

Внутренний монолог – это сложная форма одностороннего речевого взаимодействия личности с самим собой. Индивидуум посредством внутреннего монолога фиксирует конечные результаты мыслительного процесса, что обуславливает определенную содержательную целостность и непрерывность, обеспечивающиеся единством темы. Кроме того, внутренний монолог может быть средством успокоения, оценки собственного поведения, утешения. Внутренний монолог может быть использован и как способ осмысления отношений с другими людьми, отношения к их поступкам и словам. Также внутренний монолог возможен по поводу чужой речи, непосредственно воспринимаемой персонажем, но лишь после завершения этой речи – невозможно одновременное восприятие и ведение сложного процесса создания развернутого высказывания.

Внутренний монолог может быть прямым и косвенным. Прямой внутренний монолог - перспективой первого лица, косвенный – с перспективой третьего лица. В косвенном монологе выражается линия автора, его основу составляет авторская речь, «пропущенная» сквозь призму сознания героя. А в прямом внутреннем монологе проявление авторского плана повествования отсутствует. Для этого вида монологической внутренней речи характерными являются конструкции и слова разговорной речи: эмоционально окрашенная лексика, просторечные сокращения, короткие предложения, фонетические компрессии, обилие восклицательных и вопросительных структур, алогические фразы, повторы, незаконченные фразы.

С точки зрения направления мыслительной деятельности героя выделяются актуальный внутренний монолог и ретроспективный внутренний монолог. Ретроспективным внутренним монологом называют способ передачи данных автобиографического характера, поток воспоминаний, способ социально-психологической характеристики героя.

Актуальным внутренним монологом называется способ передачи внутренней реакции персонажа, подтекста его поступков, движущих сил поведения, подтекста взаимоотношений и т.д. Крайним случаем этого вида внутреннего монолога является поток сознания.

Определение 3

Потоком сознания называется прием повествовательной техники, который характеризуется репродукцией больших комплексов внутренней речи героя с целью его социальной, психологической, морально-этической характеристики.

Поток сознания – это поток мысленных реакций, чувственных образов индивидуума на действительность, непосредственно воспринимаемую им. Внутренний монолог – это реконструкция когнитивных процессов персонажа. Поток сознания характеризуется бессвязностью. Внутренний монолог всегда логичен, передает поступательное движение мыслей персонажа, динамику чувств, устремлен к определенной цели.

Внутренний монолог с точки зрения субъектного диапазона делится на персональный и внутренний. Персональный внутренний монолог произносится от первого лица единственного числа, а коллективный – от первого лица множественного числа. Обычно коллективный внутренний монолог отражает голос изображаемой среды, а не голос одного персонажа. В этом случае монологичность основана на общности взглядов группы лиц. А персональный внутренний монолог отражает рефлексию персонажа о собственном эмоциональном и интеллектуальном состоянии, о событиях настоящего момента или прошлого, планах на будущее.

Дата последнего обновления статьи: 02.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot