Культурно-исторический метод – это способ изучения литературы, разработанный И. А. Тэном в 19 веке.
Становление культурно-исторического метода изучения литературы
Исторический подход к изучению литературы является очень значимым для литературоведения. культурно-исторический и сравнительно-исторический методы в первую очередь обращаются к региональным и национальным исторически значимым системам либо к социальному контексту современности. Исследователей интересуют связи литературно-художественного произведения с исторической традицией или их функционирование в рамках какой-либо социальной формации. Формулировка Гегеля «автор-произведение-читатель» по-прежнему является актуальной, однако категория «автор» поставлена под контроль истории в ее социальном или временном выражении. Акцент на произведении является преимущественной задачей других методов изучения.
Главой культурно-исторической школы считается И. А. Тэн. Видными учеными, относящимися к этой школе, являются Г. Лансон, Ф. Брюнетьер, Г. Браденс, Ф. де Санктис, В. Шерер. Культурно-историческая в России представлена И. А. Пыпиным, которому принадлежит работа «История русской литературы». В 20 веке наиболее известным сторонником культурно-исторического метода считается П. Н. Сакулин. Все эти ученых разделяли взгляды Сент-Бёва и признавали значение его подхода к литературе, однако выдвигали требование историзма, который возвели в ранг метода.
Это положение наиболее последовательно было разработано И. Тэном. будучи автором статей по греческому, итальянскому, голландскому искусствам, исторических, философских работ, статей о французских философах 19 века, литературно-критических работ, он создает «Историю английской литературы» в пяти томах. В предисловии к этой фундаментальной работе он излагает суть культурно-исторического метода. По мнению Сент-Бёва, эта работа является историей английской цивилизации и расы через ее литературу.
В этом определении заметно сходство и различие подходов Сент-Бёва и Тэна. Тэн не отрицает связи личности автора с создаваемым произведением, но преимущественно интересуется более общими национальными и историческими закономерностями. Тэн является убежденным сторонником позитивизма, а также основоположником натуралистической теории. Он ищет систему, которая как в науке, так и в искусстве, позволяла бы опереться на прочные основы.
Основные положения концепции И. Тэна
Во введении к «Истории английской литературы» Тэн отмечает, что в современной критике дальше Сент-Бёва еще никто не шагнул, и именно его метод должен быть принят за исходную точку дальнейшего развития. Но Тэн делает акцент именно на «развитии», где «открывается новый путь». Ученый интересуется не только частной биографией, его интересует поиск общей идеи поведения человека, так как, по мнению Тэна, в человеческих идеях и чувствах есть система, и движущей силой этой системы являются общие черты, которые отличают людей одного века, одной расы и одной местности. То есть в литературно-художественном произведении Тэн пытается найти не только психологию души автора, но и психологию века и народа.
По мысли Тэна, характер литературы определяют три источника:
- Раса
- Среда
- Момент.
Раса, по Тэну, это врожденный темперамент, который одинаково свойственен индивиду либо целому народу.
Раса может поменять облик, обосноваться в разных климатических поясах, рассеяться по разным континентам и странам, существовать в разные исторические эпохи и на разных ступенях цивилизации, но она все равно обнаруживает духовную общность.
Согласно концепции Тэна, характер народа – это концентрированное выражение всего его прошлого, всей истории как величины, обладающей определенной массой и размерами.
Раса является стабильным понятием, оно мало изменчиво в веках, тождественно национальному менталитету и национальному характеру.
После определения духовного строения расы, Тэн начинает исследовать среду, в которой раса обитает. Он в след за романтиками обращает внимание на географические факторы, которые оказывают влияние на формирование характера народов. Характер народа складывается под воздействием внешних обстоятельств.
Тэн отмечает, что для нации социальные, географические, исторические факторы значат то же, что семья, место проживания, общественное положение и профессия для индивида.
В зависимости от «встречи» среды и расы меняется и «рисунок» искусства и литературы. Даже при сходстве литературного и живописного описания человеческого типа получается произведение из разных культурно-исторических эпох. Например, в эпоху средневековья господствовал идеал монаха ил рыцаря; в эпоху Возрождения воспевались свободные творческие порывы; эпоха классицизма – эпоха риторических классификаций.
Момент, согласно Тэну – это исторический уровень культуры и традиция.
В культурно-историческом методе литература трактуется как запечатление духа народа на разных этапах его исторического бытования.
Поиск общих причин возникновения художественного произведения обусловливают его трактовку как документа эпохи.
На сегодняшний момент культурно-исторический метод является способом изучения сложных явлений литературы.
Тэн и сторонники культурно-исторического метода рассматривали литературу только в качеств средства познания. Предметом познания является социальная жизнь. В связи с этим данный метод относится в большей степени к социологии литературы, чем к литературоведению как таковому. Индивидуально-творческий аспект в рамках культурно-исторического метода полностью исключается, а литературное произведение рассматривается как исторический памятник, который документирует общественную жизнь эпохи.
Заслугой Тэна является фиксация принципиальной разницы между историзмом науки и историзмом искусства. В искусстве, в отличие от науки, где новое открытие оттесняет в прошлое прежнее открытие, прогресс отсутствует и новое произведение в искусстве не всегда лучше предыдущих.
Согласно закону, сформулированному Тэном, все произведения какого-либо исторического периода должны интерпретироваться в рамках традиций, существовавших в то время.