Неоплатонизм — это идеалистическое направление, возникшее в эпоху Античности и опирающееся на терминологию Платона.
Неоплатонизм и зороастризм в концепции П. Шелли
Традиционно образ титана Прометея интерпретируется как образ демиурга или благодетеля людей, как образ богоборца, восставшего против несправедливости олимпийских богов. Но английский романтик П.Б. Шелли в лирической драме «Прометей освобожденный» использует другую трактовку этого образа. Он рассматривает историю Прометея не столько в социальном аспекте, сколько в космологическом. У Шелли события мифа о титане затрагивают в целом жизнь универсума, а не только взаимоотношения между людьми и богами.
В лирической драме Шелли исследователи видят законченную античную картину мира. Но миф, созданный Шелли, лишь частично совпадает с неоплатонической концепцией бытия и в рядя существенных моментов расходится с ней.
Одной из основных проблем лирической драмы Шелли является вопрос о характере противостояния добра и зла. В драме английского писателя Земля говорит Прометею о том, что существует два мира. А источник этих представлений прямо указывается в этом монологе. Понятие добра в зороастризме синонимично понятию жизни и самой природе, а зло – это небытие, смерть. Природа в драме Шелли находится в упадочном состоянии. И только после освобождения титана природа вновь обретает совершенство, о чем становится понятно из монолога Земли.
События комического масштаба, которые влияют на качество природной жизни, в античной космологии не предусмотрены. В ней чувственный космос предстает как законченное и совершенное произведение. А движение этого космоса – круговое, он вечно движется и вечно остается на том же месте.
Преображение природы, которое описывается в драме Шелли, это переход от одной эры к другой. Заканчивается произведение наступлением новой эпохи для человечества и мироздания – Золотого века. здесь изменяется абсолютно все, от мала до велика. В описаниях изменений природы Л. Винсентли видит влияние Платона, в частности, влияние концепции чередования различных периодов в существовании космоса.
Произведение Шелли с вероучением зороастризма сближает изображение природы как участницы борьбы жизни и смерти, света и тьмы, которая проходит через несколько стадий и заканчивается торжеством жизни. последний период в истории, когда материальный космос освобождается от недостатков, называется эпохой разделения. Подобное можно увидеть в конце драмы Шелли. Здесь чувственная природа во взаимодействии с человечеством образует свободное от изъянов единство. Шелли хоть и оставляет смерть, но старается сделать ее воздействие безболезненным.
Единство, обретенное мирозданием, призвано положить конец истории, так как совершенство достигнуто. Теперь время неотличимо от вечности, а любовь сумела соединит все разрозненные жизни.
В платонической философии Космос обладает всеми превосходными качествами, а в драме Шелли космос изображен как самодовлеющий. Идеальное начало, присущее ему, не указывает на высокие сферы бытия, замыкаясь в его пределах. Жизнь богов в «Освобожденном Прометее» обусловливает процессы, происходящие в природе, но и протекает в рамках природы и вместе с ней видоизменяется. То есть в драме Шелли боги находятся внутри космоса и являются силами, одушевляющими его. Прометей, Пантея, Азия, Иона, Земля, Океан связаны с жизнью природы настолько, что вместе с ней совершенствуются.
Дуализм добра и зла, лежащий в основе драмы Шелли, не идентичен дуализму идеального и материального начал в неоплатонизме.
Шелли провозглашает для человечества и универсума общие цели и включает природу в историю. Это, на первый взгляд, противоречит античному пониманию. История человека для античности – это история души, сущность которой заключается в круговороте природных процессов. А Шелли придает природе линейную динамику. Однако это желание поэта идет вразрез с его идеей о наступлении для человечества и природы эпохи совершенства. После достижения идеала любое дальнейшее линейное движение окажется бессмысленным, а жизнь людей будет протекать в соответствии с природными процессами. Таким образом, в концепции Шелли возникает парадоксальная ситуация. Он стремится приобщить природу к истории, но в итоге освобождает человечество от истории, превращая его в пособие природы.
Зевс и Прометей в драме Шелли
В драме П.Б. Шелли Зевс предстает воплощением социального зла. Он пытается себе внушить, что в его царстве все по-прежнему спокойно, однако дух общенародного возмущения нарушает его покой и подрывает могущество. Зевс в изображении Шелли – тот самый тиран, мешающий людям жить.
Исследователи творчества Шелли считают, что в драме «Освобожденный Прометей» Зевс, раздираемый противоречиями, является универсальными архетипическим образом мира, живущего по законам насилия. Прометей отвергает всевластие тирана. Но у Шелли он ополчается и против человечества. герой, охваченный жаждой возмездия, должен пережить духовный катарсис и исцелиться от ненависти. Только тогда исполнится мечта Прометея о сообществе людей, свободном от эгоцентричности. Человечеству уготована весна, но для этого нужно, чтобы люди своим верховным божеством признали любовь, освободились от духовного рабства, которое вызывает презрение и горечь у титана.
Однако бунт Прометея, наделенного мощью духа, позволившего ему выдержать испытания, носит трагический характер. Титаном движет мысль о противоборстве, которое оправдывает зло и насилие, ведь иного способа воздействовать на трусливую человеческую натуру не существует. И только после того, как Прометей осознает свою причастность к человечеству и оказывается готовым взять на себя страдания всех, он приобретает черты героя. Прометей, по мысли писателя, освобождаясь от ненависти, освобождается и от власти Зевса.
В драме Шелли драматическая коллизия Зевса и титана приобретает вселенские масштабы. Шелли, как и утопические социалисты, в отличие от просветителей историю рассматривает не как цепь заблуждений и ошибок, а как закономерное поступательное движение.