Компаративистика и имаголия – это термины, которые используются для номинации относительно новых областей научного познания.
Ималогия представляет собой направление компаративистики.
Термин «имаголия» относительно недавно вошел в научный оборот, слово является производным от лат. «образ, отражение, имидж». Имаголия представляет собой научную дисциплину, которая занимается изучением образов «других» культур, наций, стран и т. д., причем, «чужие» воспринимаются как стереотипы национального сознания, как устойчивые, обобщенно-образные и эмоционально насыщенные представления, сформированные в конкретном социально-историческом контексте. Иначе говоря, имаголия представляет собой раздел компаративистики, направленный не только на изучение «чужих» образов и стереотипов, но и выявление взаимосвязей между ними, проведение сравнения.
Имаголия и компаративистика имеют междисциплинарный характер. Одним из важнейших аспектов их исследований выступает язык, культура, искусство, фольклор, литература, семиотика и т. д. В качестве материалов исследования используются фольклорные, архивные материалы, мемуары и эгоисточники, в общем, любые материалы, которые позволят проследить историю формирования и трансформации тех или иных национальных образов. На основании обращения к указанным материалам науки вырабатывают общие парадигмы национального сознания.
Несмотря на то, что как отдельное направление компаративистики имаголия возникла относительно недавно, интерес к «чужому» возник в глубокой древности. Одновременно с географическими открытиями, торговлей, войнами, путешествиями, усилением межнациональных контактов осуществлялось «узнавание» нациями друг друга, возникал интерес к представителям других наций и культур.
В Средневековой России рост интереса к «чужому» был связан с «Путешествиями за три моря» А. Никитина. При правлении Ивана IV огромную роль в формировании интереса к другим культурам играли царские посланники, заключавшие договора с другими государствами. Во время правления Петра I численность контактов с иностранцами существенно возросла. В это время появляются многочисленные доклады, донесения, путевые заметки, которые отражают рост интереса представителей русской культуры к разным граням западной цивилизации.
В эпоху Просвещения огромную роль в процессах распространения знаний о «чужих» сыграли литературные путешествия. К указанному жанру можно отнести произведения Е. Р. Дашковой «Путешествия русской дворянки», Д. И. Фонвизина «Письма из Франции», Н. М. Карамзина «Письма русского путешественника».
Особенности художественной имаголии
Говоря об изучении «иного» в художественном дискурсе, можно выделить «художественную имаголию», которая осваивается сегодня сравнительным литературоведением. В отличие от имаголии исторической, материал которой характеризуется высокой степенью достоверности, художественная занимается изучением и сопоставлением национальных литератур. Главным материалом исследования является литература, которая при всей своей условности способна полнокровно, живо воссоздавать, реконструировать особенности социальных взаимодействий, национально-исторической атмосферы, национального менталитета, мировосприятия, характеры, речь, стереотипы, функционирующие в обыденном сознании. Принимая во внимание особенности материала исследования, художественная имаголия вынуждена привлекать к изучению методы и данные истории, культурологии, этнопсихологии, сведений о национальном образе жизни, поведенческих стереотипах, религии, традициях и обычаях и т. д. Иначе говоря, имаголия носит междисциплинарный характер.
Тесно с литературоведческой имаголией связана имаголия фольклорная. Источниками ее исследования являются все жанры народного творчества:
- паремии (пословицы, поговорки);
- фразеологизмы;
- анекдоты;
- сказки;
- былины;
- исторические песни;
- частушки;
- обрядовость.
Фольклор, являясь результатом народного творчества, правдоподобно и непосредственно отражает бытующие в народе стереотипы, его ценности, верования, особенности исторического развития.
Особенности «чужого» в имаголии
Основополагающим принципом изучения является оппозиция: свой – чужой, причем, «свое», родное становится отправной точкой понимание «чужого». Например, католический Запад рассматривается русскими с позиций русского православья.
По своей сути, образ чужого – это архетип.
В свою очередь, под архетипом в научной литературе понимается общий, общечеловеческий, фундаментальный мотив, изначальная схема репрезентации, которая лежит в основе любых художественных структур.
Архетипы являются отражением коллективного бессознательного, соответственно, идентификация «чужого» как архетипа позволяет выделить ряд сущностных признаков «чужого»:
- отвлеченность от конкретного материала;
- типологическая повторяемость;
- матричная функция;
- «наследственность» - передаваемость из поколения в поколение.
Как правило, архетипы бинарны: «хаотичность – покой», «жизнь – смерть», «белое – черное», «хаос – гармония». Оппозиционный характер архетипов позволяет структурировать внешний мир, во многом предопределяет характер и строй человеческого мышления.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что имаголия представляет собой молодое, интенсивно развивающееся направление исследований, часть компаративистики, нацеленную на изучение образов «иного», «чужого» на основании проведения сопоставительного изучения, сравнения национальных культур, поведенческих стереотипов, систем мировосприятия и мировоззрения и т. п. Художественная имаголия направлена на сопоставительное исследование национальных литератур. Специфика исследуемого материала требует привлечения методов других наук, что формирует междисциплинарный характер имаголии.