Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кельтский (ирландский) эпос

Определение 1

Сага – это древнескандинавское поэтическое сказание.

Своеобразие ирландского эпоса

Эпос, сложившийся в Ирландии в эпоху раннего феодализма – это один из вариантов переходных форм от архаического эпоса к классическому героическому эпосу. Как и в «Беовульфе», в ирландском эпосе присутствуют рудименты архаики. В то же время, в нем уже сформированы черты эпической героики. Древние ирландские эпические памятники при их сходстве с другими эпосами, отличаются своеобразием. Ирландские эпические саги двуосновны. В них соединяются мифологические предания и легенды о заселения острова.

Ирландские саги, как и другие эпические памятники, имеют народное происхождение. Об этом свидетельствует их стиль. В сагах множество формульных стихов, постоянных эпитетов, в них используется прием ретардации, характерный для эпоса. О народной основе свидетельствует и содержание саг, которое изобилует сказочной фантастикой и воспевает героев- защитников народа. Главными источниками саг являются «Книга Бурой Коровы» и «Лейнстернская книга».

Замечание 1

«Книга Бурой Коровы» получила свое название из-за материала переплета рукописи.

Своеобразие ирландского эпоса, кроме названия «саги», заключается в объеме памятников. Считается, что каждая из саг могла быть рассказа за вечер. Но сохранилось и довольно большое произведение – «Похищение быка из Куалнге». Саги отличаются от других образцов эпоса тем, что являются прозой с поэтическими вставками. Как правило, в стихах передается эмоционально насыщенная речь героев.

В ирландских сагах значительное место, в отличие о других западноевропейских эпосов, занимают образы женщин, а также связанные с ними мотивы:

  • любви;
  • единоборства героя с девой-богатыршей;
  • сватовства.

Ирландские саги изобилуют красочными фантастическими эпизодами, соседствующими с конкретными описаниями бытового характера.

До нашего времени дошло два списка, в которых содержатся названия саг, но самих произведений сохранилось гораздо меньше. Уже сами древние сказители осознавали различия в природе сказаний и делили сани на главные и предваряющие. Помимо этого, было принято деление саг по сюжету: саги Плавания, Сватовства, Похищения и т.д. Эти названия свидетельствуют о наличии в них сказочных мотивов. Современные исследователи делят ирландские саги на пять циклов:

«Кельтский (ирландский) эпос» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • мифологический. Произведений этого цикла сохранилось очень мало;
  • уладский. В этих сагах главную роль играют герои северного ирландского королевства;
  • цикл Финна;
  • исторический (королевский);
  • фантастические саги.

Уладский цикл

Улад – это современный Ольстер.

В уладский цикл входит около ста сказаний. Этот цикл является древнейшим циклом ирландского эпоса. Эпический король в сагах этого цикла – Конхобар, а эпическим героем является Кухулин, его племянник. Постепенно король вытесняется из эпоса действующим героем.

Историческим фоном уладского цикла являются враждебные отношения уладов с другими королевствами, в частности, с Коннахтом.

Тема войны между коннахтами и уладами развернута в саге «Угон быка из Куалнге».

Замечание 2

«Угон быка из Куалнге» - самая обширная сага уладскго цикла. Иногда ее называют «ирландской “Илиадой”».

Поводом к войне в этой саге является похищение по повелению Медб, королевы коннахтов, прекрасного коричневого быка божественного происхождения, принадлежащего одному из уладов. Медб надеялась, что обладая этим быком, она сможет превзойти богатством Айлия, своего мужа, который обладал прекрасным белорогим быком.

К уладскому циклу примыкают и ряд сказочно-романтических повествованиях. Образ Кухулина в них отсутствует. Например, это сага, в котором рассказывается о том, как улады заставили сиду Маха, жену Крунху, бежать наперегонки с конями. Муж похвастался ее быстрым бегом, тем самым нарушив строгий запрет. Эта сказка по своей сюжетной схеме близка к универсально распространенной сказке о чудесной жене.

В саге «Смерть сыновей Уснеха» говорится о том, как между уладами произошла кровавая стычка из-за девушки Дейрдре. Конхобар растил Дейрдре с целью сделать своей наложницей, но девушка полюбила сына Уснеха Найси и сбежала с ним. Конхобар коварством и обманом заманил сыновей Уснеха в Эмайн-Маху и убил их. Дейрдре не примирилась с насилием и жесткостью и покончила с собой.

Сага о любви Дейрдре и Найси относится к традиции кельтских сказаний о любви, которая сильнее смерти. Именно из этих сказаний вырос знаменитый сюжет о Тристане и Изольде.

Цикл Финна сложился на юге Ирландии и является вторым по значению. Он творчески разрабатывался в эпоху внешних нашествий вплоть до порабощения англичанами. Цикл Финна сначала создавался в виде саг, затем в форме баллад, которые получили широкое распространении в Ирландии, затем и в Шотландии. Финн был вождем особой воинской организации – фенниев, которые были независимы от королевской власти и действовали по всей Ирландии, за исключением Улада. Жили феннии продуктами охоты. Задачей фенниев была защита населения от внешних нападений и поддержание правопорядка. Воины подчинялись четырем принципам:

  • брать в жены за личные качества, а не за приданое;
  • не совершать насилия над женщинами;
  • отступать не менее, чем перед десятью противниками;
  • не отказывать в пище.

В значительной степени эти принципы носят нравственный характер.

В саге о смерти короля Муйрхертаха рассказывается о том, как сида Син, желая отомстить за отца, влюбляет Муйрхертаха в себя, отвлекает его от церкви и от семьи, лишает воли и тешит его игрой призраков. Когда же Муйрхертах нарушает запрет и называет ее имя, она заставляет его сгореть в покинутом замке. Эта сага интересна тем, что в ней любовная страсть описывается как губительная болезнь, вызванная колдовскими чарами.

С ирландских сагах о плаваниях в «страну блаженства» тесно переплетаются кельтские образы удивительной страны фей (осложненные представлениями о христианском рае и греческом элизиуме) с туманными представлениями о загадочных далеких землях, с мотивами волшебных сказок. Например, в саге «Плавание Майль-Дуйна», которую называют «миниатюрной ирландской «Одиссеей», встречаются следы знакомства с образами Кирки и Циклопа, мотивами настоящей «Одиссеи».

Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot