Внесюжетные элементы - это элементы, которые не продвигают вперед действие, во время которых не происходит никаких событий, герои произведения остаются на своих местах.
Понятие внесюжетных элементов
Кроме сюжета, в композиции художественного произведения присутствуют и внесюжетные элементы, которые часто оказываются не менее, а порой и более важными, чем сам сюжет.
Сюжет произведения – это динамическая сторона композиции, а внесюжетные элементы – это сторона статическая.
Существуют три главных разновидности внесюжетных элементов композиции:
- Авторские отступления
- Описание
- Вставные эпизоды, другое их название – вставные сюжеты или вставные новеллы.
Описание как внесюжетный элемент
Описание – это художественное изображение внешнего мира – портрета, пейзажа, предметов и т.д., либо устойчивого жизненного уклада – тех действий или событий, которые регулярно, изо дня в день повторяются и, соответственно, не имеют никакого отношения к продвижению сюжета.
Описания являются наиболее распространенным видом внесюжетных элементов и присутствуют почти в каждом произведении эпического направления.
Описание бывает научным, художественным и деловым. В деловом описании указываются существенные в логико-содержательном отношении признаки.
Художественное описание по своим задачам отличается от остальных стилей, так как передает те детали объекта, которые важны и интересно именно в этот момент, благодаря чему изображаемое обретает индивидуальные признаки. Описание может быть основой повествования в том случае, если произведение ориентировано на максимально точное и подробное изображение действительности. Например, в романе «Дети капитана Гранта» Ж. Верна автор тщательно описывает места, где оказываются герои. Роман без этих подробных описаний не состоялся бы, и даже наличие захватывающей авантюрной составляющей не сумело бы его спасти.
Писатели 19 века считали необходимым воспроизведение всей окружающей действительности, поэтому в их текстах описания отличались обилием подробностей и были непропорционально большими. Ярким примером являются произведении я Э. Золя, где автор большую долю их объема отводит под разного рода описания.
Среди писателей 20 века в этом плане выделяется А. Хейли, который стремился не упустить из виду ни одной детали.
Описание может быть статическим и динамическим. В первом случае автор изображает эпизоды как что-то обособленное и устойчивое, явление рассматривается в порядке последовательной смены признаков.
Современные авторы предпочитают использовать прием динамических описаний, когда они даются небольшими, короткими штрихами, органично вплетаясь в динамику повествования. Такие описания являются способом рассказывания. Динамические описания с максимальной впечатлительностью и живостью передают картинку. Умелое наблюдение самых мелких, незаметных деталей и их неожиданная комбинация обеспечивает особую запоминаемость.
Описание выполняет следующие функции:
- Достоверное изображение явлений действительности;
- Воздействие на воображение читателя.
Кроме того, описание имеет и композиционное значение, выполняя роль остановки, паузы. Особенно это актуально в том случае, если оно является завершением эпизода драматического.
Авторские отступления
Авторскими отступлениями называются более или менее развернутые высказывания автора лирического, философского, автобиографического и т. д. характера.
При этом эти высказывания не характеризуют отдельных действующих лиц либо взаимоотношений между персонажами. На первый взгляд может показаться, что такие авторские отступления мешают развитию действия, нарушая его. Однако это только на первый взгляд. Часто отступления работают на единство произведения, так как в них выражается авторская позиция, соответствующая авторской позиции в произведении в целом.
Авторские отступления выполняют следующие функции:
- Знакомство читателя с личностью автора
- Дают возможность автору пофилософствовать о природе, о течении жизни, о собственном бессмертии, о преемственности поколений и т.д.
- Дают автору возможность присутствовать в своем собственном произведении, создать особую атмосферу сопереживания, вовлеченности, причастности.
Таким образом, авторские отступления выявляют смысл изображенного, раскрывают идею художественного произведения, вводят дополнительные детали нравов, быта, образа жизни и т.д. Известны случаи, когда автор составил целое произведение из авторских отступлений (например, произведение А. Вознесенского «Треугольная груша»).
Вставные эпизоды
Под вставными эпизодами понимаются относительно завершенные фрагменты действия, в которых действие переносится в другое место и время, в которых действуют другие персонажи т.д.
Подобные вставки называются вставными новеллами. Обычно вставная новелла содержит в себе мысль, являющуюся существенной для всего произведения в целом, которую автор не посчитал уместным или возможным выявить в процессе основного повествования.
Примерами вставных эпизодов являются: «Рассказ о гусаре-схимнике» из произведения «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, «Повесть о капитане «Копейкине» и «Мертвых душ» Гоголя, а также большое количество эпизодов из романа Гашека «Похождения бравого солдата Швейка».
Вставные новеллы являются характерной особенностью старой техники романа, в которой иногда и главное действие произведения развивается в рассказах, которые при встречах рассказывают друг другу персонажи. Ярким примером является роман Сервантеса «Дон-Кихот». Практически вся первая часть этого произведения состоит из вставных рассказов. В таких эпизодах все приобретает условный, полусказочный характер. Герои, которые отдалены друг от друга расстояниями и годами, неожиданным, чудесным образом встречают друг друга в одном постоялом дворе, а все трагедии и недоразумения улаживаются самым чудесным образом. Такая композиция непривычна для современного читателя, но в те времена она являлась единственно возможной для романа авантюрного характера.
Внесюжетные элементы помимо прояснения/выявления авторской позиции выполняют задачу по регулированию динамики сюжета, а точнее, для его торможения.