Конфликт – это противоречие, разногласие, столкновение, которое воплощено в сюжете художественного произведения.
Художественный конфликт
Художественный конфликт – это столкновение жизненных интересов, мировоззренческих представлений, человеческих интересов.
Он служит источником сюжетной динамики в художественном произведении, провоцируя по воле писателя самовыражение героев. Конфликт, резонируя по всему композиционному пространству произведения, в системе персонажей произведения, втягивает в свое поле и главных героев, и второстепенных персонажей.
Как правило, конфликт выражается в сюжете произведения, организует его. Герои вынуждены совершать те или иные поступки по причине неудовлетворенности, желанием получить что-либо или чего-либо избежать. В каждом литературном произведении формируется своя, часто многоуровневая, система конфликтов. Это делает сюжет более сложным.
Особенности конфликта во многом зависят от литературного рода. В эпосе и драме возможности изображения конфликтов особенно развиты. Для драмы характерны конфликты более острые, они часто выражаются в диалогах действующих лиц.
В лирике говорить о конфликте сложно, так как противоборствующие начала в этом литературном роде встречаются достаточно редко. Однако стихотворение может быть пронизано ощущением дисгармонии, тоски. Часто в основу стихотворения положена антитеза: мир и герои, прежнее состояние героя и нынешнее. Перечисленное дает возможность говорить о конфликтности в произведениях лирического рода литературы.
В отечественной литературе 19-20 веков часто встречается прямое изображение внешне конфликтных отношений между персонажами, их борьбой за свои права. Например, такими являются отношения Сальери и Моцарта в трагедии А. С. Пушкина.
Однако неустроенность, дисгармония и противоречия пронизывают саму атмосферу жизни персонажей многих художественных произведений. Таким образом, можно рассуждать о скрытом и открытом конфликтах.
Например, между Татьяной Лариной и ее семьей существует скрытый конфликт – Татьяна уходит в мир книг, отгораживается от окружающих. Нет внешнего конфликта и между Татьяной и Онегиным, однако их отношения дисгармоничны, им сложно друг друга понять. Но в романе прослеживается внутренний конфликт Евгения Онегина, который проявляется в его недовольстве самим собой, что находит выражение в суетной светской жизни, когда нет времени думать, в охоте к перемене обстановки, в чтении книг «запоем».
В зависимости от того, в конце произведения исчерпывается конфликт или нет, снимется или нет напряжение, можно говорить о конфликте разрешенном или устойчивом. При этом необходимо иметь в виду, что разрешение конфликта не во всех случаях может быть разумным и гармоничным. Например, конфликт Печорина и Грушницкого завершился дуэлью, во время которого Грушницкий погиб. Героиня пьесы «Гроза» находит единственный выход в самоубийстве.
В произведении может присутствовать не один, а сразу несколько конфликтов. Например, в пьесе «Горе от ума» присутствуют два конфликта – любовный и идейный.
Специфика конфликта зависит и от исторического периода создания произведения. например, для эпохи классицизма характерными являются конфликты чувства и долга. Здесь любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, семейные привязанности – патриотизму, а великодушие – жестким требованиям государственной политики, личное чувство 0 преданности религиозной идее и т.д. Положительный герой в таких произведениях вынужден принести в жертву личные интересы и личное счастье в интересах церкви, государства, семьи.
В великих литературных произведениях конфликт часто сохраняет свою частную, иногда случайную, а порой исключительно единичную жизненную оболочку и уходит своими корнями в прозаическую грань бытия. Например, месть Гамлета виновникам смерти его отца превращается в противостояние с целым миром, который погружен в пороки и грязь.
Типы конфликта
Борьба может происходить внутри сознания героя, такой конфликт называется внутренним
Внешний конфликт выражается в сюжетно запечатленных столкновениях действующих лиц.
Часто он является только проекцией внутреннего конфликта, разыгравшегося в душе персонажа. В этом случае завязка внешнего конфликта в себе несет только провоцирующий момент.
Как только конфликт вступает в действие, происходит поляризация сил в системе персонажей. Они группируются вокруг главных антагонистов. В эту среду основного конфликта оказываются втянутыми и боковые ответвления сюжета. Конфликт, прочерченный в композиции произведения смело и отчетливо, обладает чрезвычайно высокой связующей способностью. В драматических формах эта энергия коллизии выражается наиболее отчетливо. Всей своей массой драматургическая интрига устремляется вперед, и единый конфликт здесь отсекает все, что могло бы ослабить или затормозить темп этого движения.
Главный конфликт, всепроникающая коллизия предполагает существование малых конфликтов, чья сфера действия – сцена, ситуация, эпизод.
Кроме внешнего и внутреннего конфликта различают следующие типы конфликтов:
- Человек против природы («Старик и море», «Робинзон Крузо», «Выжить любой ценой»);
- Человек против человека;
- Человек против самого себя. В таком виде конфликта герой произведения преодолевает какие-либо внутренние противоречия, выбирая между эмоциональным и логическим, хорошим и плохим («Бойцовский клуб»);
- Человек против механизма («О дивный новый мир»);
- Человек против общества («451 градус по Фаренгейту», «Человек в высоком замке»);
- Человек против судьбы («Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»);
- Человек против Бога («Страсти по Лейбовицу»);
- Человек против сверхъестественного («Сияние»).
За пределами бытовых и социальных столкновений конфликты часто приобретают особую проблематичность. Это связано с тем, что их неразрешимость подпитывается двойственностью, скрытой антиномичностью противоборствующих сторон.