Возникновение веризма
Движение Рисорджименто отражалось в революционно-романтическом направлении, которое завершилось творческой деятельностью Р. Джованьоли. Его роману «Спартак» свойственен революционный пафос, одновременно с ним в романе присутствовал и элемент описания быта.
В этот период продолжали свою творческую деятельность известные поэты – Кардуччи, главной целью поэтической школы которого было возрождение классицизма; Г. Маццони, Дж. Марради, С. Феррари.
Последователи романтизма тоже присутствовали в итальянской поэзии, однако, в целом романтизм в этот период уже начал вырождаться, причиной чему было разочарование, охватившее интеллигенцию после объединения страны.
После 1870 года в итальянской поэзии главным направлением стал веризм, возникший как результат стремления писателей к реалистическому отображению современной социальной действительности.
Веризм, в отличие от вырождавшегося романтизма с его дидактической направленностью, уделял особое внимание существованию низших слоев населения и неприглядным сторонам жизни.
Целью веризма было реалистическое изображение повседневной жизни «маленьких людей» и противоречий, возникавших в ней. Веристы при изображении нравов и быта различных итальянских провинций использовали разговорную речь и диалекты местного населения, тем самым сформировали региональную литературу. Стиль региональной литературы далек от «книжного» стиля романтиков.
Ярчайшим представителем направления веризма был Джованни Верга, который в своих произведениях изображал жизнь сицилийской деревни. Известными произведениями Верга являются «Сельские новеллы», «Сельская честь», «Семья Малаволья» и другие. Характерным для этого писателя является критическое отношение к мелкому дворянству, духовенству, чиновничеству, сельским богачам и симпатия к нищим крестьянам и рыбакам.
О тосканских крестьянах писал и Р. Фучини, чьи бытовые очерки были написаны в духе сентиментализма.
Произведения Матильды Серао тоже отличались сентиментально-филантропическим характером. В своих произведениях она описывает неаполитанский быт.
Еще одним ярким представителем итальянской литературы этого периода была Г. Деледда, которая посвящала свои произведения нравам и природе Сардинии. Для ее произведений характерна тематика рока и католического мистицизма.
Заслугой Верга, Капуана, М. Прага, Р. Бракко, Дж. Роветты является создание бытового театра. Диалектная драматургия Дж. Галлины была тесна связана с бытовым театром. В веристских драмах преобладающими являлась любовная и семейная тематика. Действующими лицами произведений были, в основном, «средние люди». Драматурги веризма стремились раскрыть их взаимоотношения, страсти и пороки. В произведениях Капуаны особое внимание уделялось физиологической стороне отношений, особенно ярко это проявляется в его романе «Джачинта».
Течение веризма оказывало большое влияние на поэтов, писавших в различных направлениях. Например, О. Гуэррини, писавший о любви и смерти, Дж. Чена, А. Негри, которая начала свое творчество с народнических стихов и впоследствии примирилась с фашизмом, Ч. Паскарелла, С. Ди Джакомо, которые писали лирические произведения на диалектах итальянского языка.
К веризму себя относил и писатель Э. Де Амичис, который в своих сентиментальных повестях утверждал гуманистические и демократические идеалы. Мотивами гуманизма проникнута и сказочная повесть К. Коллоди «Приключения Пиноккио».
Конец 19 века в итальянской литературе характеризуется возникновением декадентских течений, в частности, неоромантизма. Ярким представителем этого направления в итальянской литературе является А. Фогаццаро, которому принадлежит роман «Старый маленький мирок». Еще одним видным представителем неоромантизма является поэт Дж. Пасколи, который в своих произведениях восхвалял природу, простые человеческие чувства и воспевал сельскую жизнь, скромную и простую. При этом в своих стихотворениях Пасколи обращался к теме античности, эти произведения окрашены в мистические тона. Еще одной тематикой произведений Пасколи было славной прошлое Италии, например, «Песни короля Энцио», «Италийские поэмы». В публицистических произведениях Пасколи часто звучат даже шовинистические нотки.
Влияние фашизма на итальянскую литературу
Распространение ницшеанства влекло за собой возникновение других литературных течений. Особенно среди них можно выделить творчество А. Ориани, которое является переходным от веризма к декадансу. А для творчества Г. Д’Аннунцио характерен эгоистический и эстетский гедонизм, восхваление ницшеанского сверхчеловека. Д’Аннунцио примкнул к фашистам, поэтому в его творчестве есть большое количество сочинений милитаристского характера. Творчество этого писателя оказало большое влияние на Г.Да Верона, Э. Москино и многих других.
Дж. Папини, который начал свою литературную деятельность как убежденный сторонник анархистских взглядов, затем пришел к фашизму. Он отвергал идейные ценности прошлого и призывал к созданию в Италии мощного империалистического государства. Кроме того, Дж. Папини выступал за вступление Италии в войну. Все эти идеи распространялись через журнал «Lacerba», в числе организаторов которого был Папини. Вокруг этого журнала группировались сторонники футуризма. Течение футуризма в Италии возглавлял Ф. Маринетти, который в своих произведениях воспевал насилие и войну. Футуристы сформировали свой собственный алогичный стиль, для которого было характерно сведение морфологии к простым формам и разложение художественного образа, что разрушало синтаксис.
Таким образом, характерными чертами творчества футуристов являются:
- воспевание фашизма
- призыв к войне
- антигуманистические взгляды
- асоциальность.
В конце 1900-х годов как реакция на творчество Д’Аннунцио и его последователей и единомышленников, возникла «сумеречная поэзия». Это течение отражало страх интеллигенции перед распространений идей, противоречащих гуманизму и являющихся идеологической подготовкой к войне. Представителями этого течения являются Г. Гоццано, М. Моретти, С. Корацини, К. Сбарбаро и другие. В своих произведениях они писали об обыденной жизни, однако в их поэзии чувствуется ирония и меланхолия. Для этих произведений характерно утверждение бесцельности и пустоты жизни, поэтому настоящих мыслей и чувств они лишены.
Для литературы начала 20 века характерно отражение кризиса традиционных моральных устоев и трагедии «маленьких людей». В итальянской литературе этого периода проблематика этих произведений имела большую общественную значимость.