Историко-функциональное изучение литературы – это раздел литературоведения, который изучает функционирование литературы в исторической динамике читательских вариантов произведений литературы, а также репутации авторов.
Понятие и становление историко-функционального изучения литературы
Историко-функциональное изучение литературы прежде всего сосредоточено на жизни в истории литературной классики. Одновременно с этим его задачей является выявление закономерностей, которые определяют массовый интерес к тем литературным произведениям, которые не имеют значительных достоинств. Историко-функциональное изучение литературы предпринималось уже в 19 веке. Позже И. Н. Розанов писал о литературных репутациях Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, а В. М. Жирмунский писал о И. В. Гёте в русской литературе. Представления о предмете дисциплины историко-функционального изучения литературы и ее методологических основах описаны в трудах А. И. Белецкого, А. Н. Веселовского, М. М. Бахтина. Также предмет и методология дисциплины описаны в работах зарубежных ученых, таких как Я. Мукаржовский, Э. Геннекен, Ф. Водичка. сам термин «историко-функциональное изучение литературы» был предложен в конце 60- начале 70 годов М. Б. Храпченко.
Материал, который привлекается при историко-функциональном изучении литературы, является совокупностью интерпретаций литературных произведений, принадлежащих непрофессионалам – ученым, критикам, читателям, а также режиссерам, графикам, актерам и другим деятелям искусства.
Принципы историко-функционального изучения литературы:
- Литература при историко-функциональном изучении рассматривается в социокультурных контекстах ее восприятия
- Произведение всегда соотносится с горизонтами читательских ожиданий
- Литературное творчество познается в функциях, выполняемых им. Эти функции определяются эстетическими вкусами и духовными позициями самих авторов, современной им публики, а также последующих поколений
- Необходимым условием адекватного понимания произведения являются прошлые его прочтения.
Историко-функциональное изучение литературы требует от исследователей способности понять реакции на художественный текст людей, имеющих разные взгляды, функции, традиции. Историко-функциональному изучению подлежит, например, современное бытование произведений, созданных давно. Историк литературы при обсуждении значимости классики для своего времени возлагает на себя миссию критика.
Историко-функциональное изучение литературы по своему исходному принципу смежно с социологией литературы и психологией художественного восприятия.
Социология литературы изучает прежде всего интересы и вкусы разных слоев читателей и социально-исторический генезис литературного творчества, а не историю интерпретации произведений.
Психология художественного восприятия – это понимание литературы не только в качестве совокупности словесных текстов, но и как коммуникативного процесса, где читающей публике тоже принадлежит активная творческая роль.
Также историко-функциональное изучение литературы подобно историко-генетическому рассмотрению литературы в большом отрезке времени. Оно означает последовательное преодоление понимания литературного творчества как связанного лишь с его эпохой. Для восприятия литературы современниками характерна максимальная острота реакций, независимо от того, это одобрение или отталкивание. Читатель является прямым адресатом автора и находится в одной и той же социально-культурной ситуации. Этим обусловливается широта, насущность и пристрастность духовного контакта. Например, для своих современников А. П. Чехов был «мерилом вещей», а его книги характеризовали как единственную правду обо всем, что происходит вокруг. Одновременно с этим консерватизм вкусов, узость критики, тенденциозная полемика, групповая рознь часто мешают первым читателям при освоении литературы.
Значимость литературы, принадлежащей к прошлым историческим эпохам
В сознании последующих поколений жизнь произведения связана с трансформацией его смысла – как с приобретениями, так и с утратами. Произведение с одной с стороны может восприниматься публикой менее полно и напряженно, нежели современниками автора, так как непричастность к культурному, жизненному и художественному контексту творчества осложняет постижение нехудожественного произведения. Но с другой стороны, созданное ранее с течением времени постигается в более глубоких, значимых пластах содержания. Одновременно с этим оно сопрягается с идеологией и культурой эпохи читателя, то есть воспринимаемое произведение обогащается, и надэпохальные черты проявляются все явственнее.
Существует две предпосылки постижения значимости для человечества литературы, принадлежащий далеким историческим эпохам:
- Наличие у читателя представлений о культурно-исторических корнях произведения
- Осознание читателем собственного места в истории.
Жизнь художественной литературы в веках является бесконечной цепью творческого опыта сопряжения культур и эпох, а соответственно, как отмечал М. М. Бахтин, и социально-идеологических переакцентуаций.
Следует отметить, что интерес со стороны читающей публики к литературе, даже если это классика, стабильно ровным никогда не бывает, он возрастает либо уменьшается от эпохи к эпохе. Особенно резким колебаниям подвергаются репутации писателей, а также оценка произведений в близком для них историческом отрезке времени, когда полемические противостояние новых писателей и их ближайших предшественников гипертрофируется. То есть, литературный факт, который первоначально был воспринят как масштабный и оригинальный, следующее поколение осознает менее значительным, устаревшим ставшим рутинным.
Литературные мнения и авторские репутации постоянно находятся в интенсивной динамике, и зачастую решающая роль принадлежит отталкиваниям читателей от кумиров более старших современников. Однако литература, удаленная исторически и воспринимая как бесспорно ценная, как правило, не вызывает такой острой полемики. В большом историческом промежутке времени репутации писателей и произведений становятся более стабильными, но и здесь имеют место изменения. Такими, например, являются возникающие периодически так называемые «пики» интереса к великим писателям – А. С. Пушкину, У. Шекспиру, Ф. М. Достоевскому и т.д.