Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Идейно-художественный анализ романа С. Моэма "Разукрашенный занавес"

Определение 1

Идея в литературе – это основная мысль, определяющая содержание произведения.

Социокультурная проблематика и идея романа

С точки зрения социокультурной проблематики, в романе Моэма отражаются условия и уклад жизни буржуазного общества, его привычки, мировоззрение, система норм и ценностей. Писатель акцентирует внимание на слабых сторонах общества, в котором деньги, власть и богатство имеют решающее значение. писатель разоблачает пороки общества и мастерски изображает обстановку фальши, лжи и притворства. Яркое подтверждение тому – Чарльз Таунсенд, стремящийся к продвижению по карьерной лестнице и использующий для этого в качестве основного оружия лесть, и миссис Гарстин, мать Китти – жесткая, властная, алчная, честолюбивая расчетливая женщина, которая ради достижения своих целей готова даже пренебречь всеми нормами морали. Она поддерживает связь лишь с преуспевающими людьми, которые могут быть ей полезны. Писатель, знакомя читателя с этими героями, показывает нравственное падение, порочность и разложение английского общества. Моэм обращается к романной проблематике и концентрирует свое внимание на личности Китти. Именно она оказывается в центре романа. Моэм показывает все трудности, через которые пришлось пройти героине, становление ее как личности, прозрение, моральное очищение и перерождение.

Что касается идеи, что в этом романе она не высказывается непосредственно в тексте. Идея в романе «Раскрашенный занавес» пронизывает все произведение. Поэтому можно утверждать, что главная идея этого романа – поиск и выбор верного пути в жизни через созерцание красоты мира, духовное и эстетическое содержание жизни, умение прощать, умение осознать собственные ошибки и исправить их.

Тема становления личности в романе Моэма

Практически во всех произведениях Сомерсета Моэма нравственная и эстетическая картина буржуазного мира выливается в тонкое, едко-ироническое развенчание снобизма, которое опирается на тщательнейший отбор характерных словечек, черт внешнего облика, жестов, психологических реакций персонажей.

Нравственный климат колониального уклада, который не только допускает, но даже потворствует забвению человеческой морали при условии соблюдения «социального» протокола определяет конфликт романа «Разукрашенный занавес»: легкость, с которой героиня, влюбившаяся в образцового «сахиба» Таунсенда, изменяет своему мужу, жестокость отрезвления, которая наступает после того, как ее чувства пресекаются ради приличий.

«Идейно-художественный анализ романа С. Моэма "Разукрашенный занавес" » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Между кодексом «джентльмена и офицера» и истинной нравственностью в произведениях Моэма обнаруживается расхождение, как и между колониалистскими мифами и реальной жизнью.

Моэм в своем романе выражает собственное мнение о «имперском» общественном сознании соотечественников, и делает это в нейтральной манере, характерной для него, когда не автор пояснениями и подсказками, а художественный материал, организованный соответствующим образом сюжет, герои, раскрывающиеся в основном извне, ведут читателя к выводу о воспроизведенном фрагменте жизни.

Роман Моэма «Разукрашенный занавес» - это произведение о силе любовного наваждения, о его преодолении и становлении характера и души. Произведение никогда не считалось значительной книгой Моэма, но между тем этот роман является важной вехой в его творческом развитии. В романе «Разукрашенный занавес» есть все, что составляет сильную сторону прозы писателя:

  • Реалистическая трактовка восточной экзотики, которая является традиционным элементом английской романтической литературы;
  • Проницательное изображение колониального чиновничества;
  • Развенчание снобизма, ханжества, эгоизма;
  • Характеры показаны в развитии и проявлениях взаимоисключающих побуждений.

Центральные эпизоды произведения разворачиваются в китайском городке, где бушует эпидемия холеры. Туда приезжает Уолтер Фей, правительственный эпидемиолог, и привозит с собой жену. Он рассчитывает на то, что сама судьба тем или иным способом разрешит безвыходное и мучительное положение, в котором они оказались из-за чувств Китти к Таунсенду. С этого момента сюжет разделяется на две параллельные линии: самоотверженная борьба местных врачей, местных властей и монахинь из католического монастыря с эпидемией соответствует в духовном плане внутренней борьбе Китти со своей любовью к пустому снобу.

Моэм пролеживает душевные переживания главной героини в их непоследовательности и эмоциональной путанице. Писатель показывает, как незаметно для самой Китти меняется ее строй чувств и мыслей, ее отношение к жизни, как в ней зреет «прозорливость, рожденная страданием», понимание долга. Моэм с интуицией настоящего психолога отмечает, что в воспитании чувств героини пример супруга, проявляющего чудеса самоотверженности, спасая чужие жизни, существенной роли не играет, потому что Китти не любит мужа, хоть и признает его достоинства. Но они не затрагивают ее сердце, в то время как пример сестер-монахинь находит в ней живой, трепетный отклик.

Именно красота души, которую Китти ощущает в подвижничестве, в правильных поступках, оказывает на ее дальнейшую судьбу решающее воздействие. Моэм подчеркивает, что причиной этому является не откровение христианского свойства. Преподанный ею урок «прекрасно прожитой жизни» выводит ее на путь освобождения. Китти, сама того не подозревая, находит «дао», которое включает в себя идеи судьбы, жизненного пути и предназначения.

Интерес писателя к восточным религиозно-философским система не является случайным. Они не одно столетие привлекали поколение западной молодежи и интеллигенции, представляясь им возможной альтернативой деляческому прагматизму буржуа, черному пессимизму философии отчаяния и христианской догматике. Но Моэм, будучи мудрым скептиком, в отличие от свое современника О. Хаксли, не принимает мистицизм на веру, и тем более не превращает его в веру. Моэм не ставит новую религию на место старого христианства.

Дата последнего обновления статьи: 13.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot