Художественный образ – это одна из основных категорий эстетики, характеризующая присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности.
Понятие и специфика художественного образа
При изучении способов, при помощи которых литература, а также другие виды изобразительного искусства выполняют свои задачи, ученые и философы используют понятие «образ». В рамках психологии и философии образы являются отражением сознанием человека единичных предметов, фактов, событий, явлений и их чувственно воспринимаемом обличии, то есть это конкретные представления. Существует понятийно-логическая и чувственно – образная форма освоения мира.
Также различаются образные представления, являющиеся феноменом сознания, и собственно образы, являющиеся чувственной (слуховой и зрительной) воплощенностью представлений.
В своей работе «Мысль и язык» А. А. Потебня рассматривал образ как воспроизведенное представление – некую чувственно воспринимаемую данность. Значение понятия «образ» является важным для теории искусства. В составе искусства различаются образы:
- Художественные
- Фактографические.
Фактографические образы информируют о фактах, действительно имевших место.
Художественные образы создаются при участии воображения. Они не просто воспроизводят факты, а концентрируют стороны жизни, важные для автора, для оценивающего осмысления. Следовательно, воображение художника является не только психологическим стимулом творчества, но и некая данность, которая присутствует в произведении.
Образ – это любое явление, которое было воссоздано автором в художественном произведении.
Художественный образ кроме того, что отражает действительность, еще и обобщает ее, раскрывает в единичном вечное. То есть специфика художественного образа заключается не только в том, что он осмысливает реальность, но и в том, что он формирует новый, выдуманный мир. Автор при помощи своей фантазии и вымысла преобразует реальный материал. Художник, используя точные слова, звуки, краски, создает единичное произведение. А вымысел усиливает обобщенное значение художественного образа. Он представляет собой не только изображение человека. Художественный образ – это картина человеческой жизни, где в центре находится человек. Но эта картина включает в себя и то, что окружает человека в жизни. Например, в художественном произведении автор изображает человека во взаимоотношениях с другими людьми, поэтому здесь правильнее говорить не об одном, а о множестве образов.
Любой образ является попавшим в фокус сознания внутренним миром. Вне образов отсутствует воображение, отражение действительности, творчество и фантазия. Образ может принимать форму рационального и чувственного, может основываться на вымысле человека или быть фактографичным.
Художественный образ способен оказывать экспрессивное воздействие на разум и чувства. С одной стороны, он является ответом художника на те вопросы, которые его интересуют. С другой, художественный образ создает новые вопросы, вызывает недосказанность своей субъективной природой. Он может выражать бесконечное, дает максимально возможную емкость содержания, воспроизводится как целостное, даже если создается при помощи нескольких деталей. Также образ может быть недоговоренным, эскизным. Таким образом, художественный образ является сложным феноменом, включающим в себя общее и индивидуальное, типичное и характерное.
Образ и знак
В настоящее время в литературоведении твердо укоренились понятия «знак» и «знаковость». Эти понятия серьезно потеснили уже привычные «образ» и «образность». Знак является центральным понятием семиотики.
Семиотика – это наука о знаковых системах.
В гуманитарной сфере в 1960 годы упрочился структурализм, который ориентируется на семиотику. Чуть позже на смену структурализму пришел поструктурализм.
Знак является материальным предметом, который выступает в качестве представителя и заместителя другого предмета, отношения ли свойства. Знаки составляют системы, служащие для получения, обогащения хранения информации. Другими словами, они имеют в первую очередь познавательное значение.
Основатели и сторонники семиотики считают ее своего рода центром научного знания. Отечественные учение понятие знака поставили в центр культурологи. Они обосновывали представление о культуре прежде всего как о семиотическом феномене. По их мнению, одну из основных характеристик культуры составляет само отношение к знаку и знаковости.
Если рассматривать знаковый процесс в семиотике, выделяются три аспекта знаковых систем:
- Семантика – отношение знака к тому, что он обозначает
- Синтактика – отношение знаков друг к другу
- Прагматика – отношение знаков к тем, кто их воспринимает и кто ими оперирует.
Существует определенная классификация знаков, которые можно объединить в три большие группы:
- Знак-символ. Он является условным. Означающее не имеет ни связи, ни сходства с означаемым
- Знак-индекс. Он указывает на предмет, но при этом не характеризует его. Индексальный знак опирается на метонимический принцип смежности
- Иконический знак. Воспроизводит определенные качества означаемого или его целостный облик. Такие знаки обладают наглядностью. Среди иконических знаков различают диаграммы (схематическое воссоздание не вполне конкретной предметности) и образы, воссоздающие чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (например, репортажи, фотографии и т.д.).
Таким образом, понятие «знак» не отменяет сложившиеся традиционные представления об образе и образности, однако ставит эти представления в совершенно новый, чрезвычайно широкий смысловой контекст. В науке о языке понятие знака является насущным. Значимо это понятие и для литературоведения. В частности, в области изучения словесного оставляющего литературных произведений, а также при обращении к форме поведения действующих персонажей.