Художественный образ и знак – это основные категории, которые применяются в процессе анализа произведений искусства.
Детальному изучению они стали подвергаться в рамках семиотики.
Подходы к пониманию, классификации знаков
По своей сути, искусство представляет собой особый язык общения, соответственно, как и любой другой язык сообщает информацию посредством знаков, упорядоченных особым образом.
Традиционно выделяют следующие виды знаков:
- иконы, иконические знаки – знаки замещения, которые обладают определенными признаками существующего в действительности или воображаемого объекта. К иконическим знакам относят метафоры, чертежи, диаграммы, схемы.
- индексы;
- символы.
В процессе организации указанных знаков автор создает художественные образы, предназначенные для воплощения авторской идеи, неразрывно связанные с художественным процессом.
В результате особой организации знаков формируются художественные образы. Все реалистические художественные образы – это особая организация иконических знаков. Например, пейзаж, созданный творцом, является для реципиента знаком определенного ландшафта. В основании иконического знака – тип репрезентации, при котором знак обладает общими качествами со своим объектом, похож на него. Между знаком и объектом существуют отношения сходства, аналогии. Иконические знаки прямо отражают или замещают объекты в сознании.
В основании символических знаков – тип репрезентации, при котором знак и объект не имеют общности. Такие знаки называют конвенциональными, условными, акцентируя внимание на том, что когда-то давно было условлено использование данных знаков вместо объектов. Символические знаки в той или иной форме используются в искусстве с древнейших времен.
Индексы – это указательные знаки.
Художественный образ
Сочетание, особая организация знаков формирует художественный образ. В свою очередь, под указанной категорией понимается более широкое и более традиционное понятие, которое дает представления о целостном, едином восприятии духовно-эстетической информации, заложенной в художественном произведении.
Художественный образ – это основная единица художественной формы, категория эстетики, которая характеризует особый, присущий только искусству способ освоения, преобразования социокультурной, природной окружающей реальности, действительности; система конкретно-чувственных средств воплощения собственно художественного содержания; пересечение предметного и смыслового аспектов.
Традиционное литературоведческое, искусствоведческое понятие художественного образа не противоречит понятиям семиотики, позволяет лучше понять одно через другое, облегчает интерпретацию художественных образов через выявление семиотики, значения знаков.
В то же время, если любое художественное произведение неизменно содержит знаки, художественные образы представлены не всегда.
Образ и образность – это ключевые понятия для языка искусства, языка художественной литературы.
По своей смысловой обобщенности образы делятся на характерные, типические, индивидуальные, образы-мотивы, топосы, архетипы. Смысловая обобщённость образа формируется на основании двух сущностных характеристик:
- Индивидуальные, индивидуализированные образы создаются самобытным, часто причудливым воображением продуцента, выражают его оригинальность, неповторимость.
- Типичность – высшая степень характерности, благодаря которой типизированный образ вбирает в себя сущностные особенности конкретно-исторического, социально-характерного, перерастает особенности отдельной личности, отдельного общества, отдельной эпохи, обретая общечеловеческие, универсальные черты, раскрывая вечные, устойчивые свойства человеческой натуры.
Высокая типизированность образов приводит к формированию образов-мотивов.
Мотив – это образ, который повторяется в нескольких произведениях одного или многих авторов, отражающий творческие пристрастия одного автора или целого художественного течения.
Еще более высокой степенью типизированности характеризуются топосы – образы, которые характерны уже для целой культуры данного периода или данной нации.
Образы-архетипы заключают в себя наиболее устойчивые универсальные схемы, формулы человеческого воображения, которые проявляются изначально в мифологии, а затем, и в национальных искусствах всего человечества на протяжении всех стадий его исторического развития.
Важно добавить, что любое произведение искусства представляет собой сложно построенную организацию смыслов, которые могут формироваться как посредством знаков, так и образов. Каждый автор, продуцент художественного дискурса самостоятельно выбирает средства выразительности таким образом, чтобы они отвечали авторским интенциям, идейно-тематическому содержанию произведения.
Язык искусства, его семиотическая система находит свою репрезентацию посредством двух основных каналов:
- Материальное представление – буквы, звуки, которые организовываются в слова, синтаксические конструкции, дискурсы, наддискурсивные единства.
- Идеальное представление – художественные образы, нечто тонкое, сложное, многообразное, неисчерпаемое, неповторимое, неоднозначное, отражающее неоднозначность, неповторимость своего создателя.
Идеальное – это подтекст произведения, скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношений словесных значений с контекстом; то, что находится за пределами буквального и переносного значения слов.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что любое художественное произведение представляет собой средство коммуникации автора с реципиентом. Коммуникация осуществляется посредством создания художественных образов, которые, в свою очередь, представляют собой особую организацию знаков. По своей смысловой обобщенности образы могут варьироваться от индивидуализированных до образов-архетипов.