Художественный образ – это одна из эстетических категорий; изображение человеческой жизни, описание природных явлений, абстрактных понятий и явлений, которые формируют в произведении картину мира.
Понятие художественного образа
Понятие «художественный образ» - условное.
Художественный образ – это результат поэтических обобщений, в котором присутствует авторское воображение, вымысел, фантазия.
Художественный образ создается автором произведения в соответствии с его эстетическими принципами и мировоззрением. Относительного этого вопроса в литературоведении нет единой точки зрения. В некоторых случаях в качестве художественного образа рассматривается одно сочинение либо все творчество автора. Однако чаще всего произведение изучается как система образом, в которой каждый элемент связан с другими единой идейно-художественной концепцией.
В тексте традиционно различают следующее уровни образности:
- Образы-персонажи;
- Образы живой природы – птицы, рыбы, звери, насекомые и т.д.;
- Пейзажные образы;
- Словесные образы;
- Предметные образы;
- Образы цвета;
- Звуковые образы;
- Образы-запахи;
- Образы – эмблемы, знаки, символы, аллегории и т.д.
В системе образов особое место принадлежит автору, рассказчику и повествователю. Эти понятия не являются тождественными.
Образ автора – это форма существования в художественном тексте сочинителя. Он напрямую обращается к читателю и объединяет систему персонажей произведения (ярким примером является образ автора в романе «Евгений Онегин»).
Образ повествователя в литературном произведении является обобщенно-абстрактным. Как правило, этот человек лишен каких-либо портретных черт, в произведении он проявляет себя только в речи, в отношении к сообщаемому. В некоторых случаях повествователь может существовать в пределах литературного цикла («Записки охотника» И. Тургенева). в данном случае в художественном тексте автор воспроизводит не собственную манеру восприятия действительности, а повествователя. Повествователь является посредником между автором и читателем в передаче событий.
Образ рассказчика – это тот персонаж, от лица которого ведется речь. Рассказчик, в отличие от повествователя, имеет некоторые индивидуальные черты, например, факты из биографии, портретные детали. Иногда в произведениях автор ведет повествование наравне с рассказчиком (например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – Максим Максимыч, в повести «После бала» Л. Н. Толстого – Иван Васильевич и т.д.).
Художественный образ является одним из самых широких и многозначных понятий, употребляющийся теоретиками и практиками всех видов искусства. Образ является первоэлементом искусства в целом. Образ вообще – это абстракция, приобретающая конкретные очертания лишь как элемент художественной системы в целом. Образным является и все художественной произведение, и все его составляющие.
Образность – это форма существования художественного произведения, своего рода «материя», единственный способ его бытия. Художественный мир – в первую очередь мир образный. Таким образом, художественное произведение является сложным единым образом, а каждый элемент произведения – относительно самостоятельная, неповторимая частица этого целого, которая взаимодействует с ним и с остальными частицами. В поэтическом мире, даже если в тексте нет ни одного сравнения, эпитета или метафоры, все пропитано образностью.
Концепции художественного образа
В эстетике рассматривают две концепции художественного образа.
Согласно первой концепции, образ – специфический продукт, призванный «опредметить» духовное содержание. Это представление об образе справедливо, однако удобно в основном для пространственных видов искусства, в частности для скульптуры и архитектуры, имеющих прикладное значение.
Согласно второй концепции художественного образа, образ, являясь особой формой теоретического освоения мира, должен рассматриваться в сопоставлении с представлениями и понятиями как категориями научного мышления. Эта концепция во многом понятнее и ближе, однако, в целом, обе эти концепции отличаются односторонностью. Искусство – это сложная, трудоемкая работа, не прекращающаяся ни днем, ни ночью. При этом художественное творчество – е только труд, но и вдумчивое аналитическое исследование, увлекательная игра, неудержимый полет фантазии в сочетании с изматывающей работой. Книга является традиционным способом фиксации, потребления, хранения результатов писательского труда. Книга – внешняя и совсем не обязательная оболочка для образного мира, созданного в результате писательского труда.
Таким образом, художественный образ в литературе не является прямым «опредмечиванием» духовного содержания, какого-либо идеала, мечты, идеи, как это наглядно демонстрируется в скульптуре или архитектуре. Литературный труд не имеет прямых материализованных результатов, практических последствий, которые можно «потрогать» руками. Но это не означает, что вторая концепция, которая утверждает, что художественный образ – это исключительно форма теоретического освоения мира, более справедлива. Такой подход односторонен. Несмотря на то, что в художественной литературе образное мышление противостоит научному, оно его не исключает.
Словесно-образное мышление можно представить в качестве синтеза эстетического, философского осмысления жизни, его предметно-чувственного оформления и воспроизведения в материале, специфически присущем ему.
Но при этом нет четкой последовательности, определенности, канонической очередности того и другого. Осмысление и воспроизведение взаимопроникают и дополняют друг друга.
Теория является «отражением» в отношении к объективному миру, а практика – «претворением» этого мира. если скульптор «отражает» человека и творит новый предмет – статую, то в литературе это гораздо сложнее. Автор произведения познает мир в образах и погружается в глубь предмета, познает его сущность, первооснову. Так создается художественный образ.