Научная фантастика – это одна из разновидностей жанра фантастики, основывающаяся на фантастических допущениях в области науки.
Научно-гипотетическая фантастика Р. Брэдбери
Развитие научно-фантастической литературы является одной из характерных примет послевоенной прозы. Признанными мастерами этого направления являются К. Д. Саймак, Р. Шекли, Р. Брэдбери.
Рэй Брэдбери дебютировал в 1941 году. Еще при жизни он стал классиком научно-фантастического жанра.
В своих произведениях Р. Брэдбери в новых исторических условиях развивает традиции Г. Уэллса, Ж. Верна и Э. По. Предметом внимания Брэдбери при этом оказываются не научные изобретения как таковые, а влияние научно-технического прогресса на человека и общество, его последствия.
Научная фантастика открывает перспективу раздвижения рамок научного знания и возможностей человека в покорении природы. Для научной фантастики характерным является особое, можно сказать, даже восторженное внимание к технологиям – техницизм. Задачей научной фантастики является освоение научно-технического опыта человечества. Родоначальником этого жанра является Жюль Верн. Типичными изобретениями, часто предвосхищающими действительность, которые предлагает научная фантастика, являются различные плавательные и летательные аппараты, бытовые устройства и приспособления. Самым популярным сюжетом произведений научно-фантастического жанра является робинзонада. Пафосом произведений этого жанра является стяжение, сокращение пространства и приручение природы, которая открывает свои тайны научной смекалке и пытливому уму. Это все складывается в гипотетическое фантазирование и наукообразный вымысел. Англо-американская литература 20 века является своеобразным «заповедником» гипотетической фантастики. Для англо-американской литературы этого периода характерно отталкивание от традиций психологической прозы. Рэй Брэдбери является одной из ключевых фигур научно-гипотетической фантастики.
Творчество писателя – это своеобразный протест против потребительской цивилизации, ее бездуховности, гипертрофированно развитой техникой, массовой культурой, подавляющей уникальность и индивидуальность человека.
Самыми известными книгами Р. Брэдбери являются:
- «Мрачный карнавал» (сборник рассказов).
- «Марсианские хроники» (сборник рассказов).
- «Октябрьская страна» (сборник рассказов).
- «Надвигается беда» (роман).
- «Вино из одуванчиков» (роман).
- «451° по Фаренгейту» (роман).
- «Смерть – одинокое дело» (роман).
Особенности художественного мира фантастических произведений Р. Брэдбери
Фантастические произведения Брэдбери спроецированы в будущее. Но это будущее является аллегорией современной автору Америки. И в жизни американского общества многое вызывает у писателя неприятие. В своих произведениях он эти явления доводит до логического предела. Именно поэтому часто его произведения воспринимаются как антиутопия.
В произведениях Брэдбери бытовая техника и машины подают человеку еду, будят по утрам, желают спокойной ночи, ухаживают за ребенком. За стенами «телевизионных комнат» люди отгораживаются от реальной жизни. И в таких условиях люди разучились сопереживать друг другу, любить друг друга. Именно так происходит в романе «451° по Фаренгейту». Жена главного героя днями напролет общается с телевизионными «родственниками» и совершенно не замечает мужа. В рассказе «Вельд» дети с ужасающим хладнокровием отдают родителей на растерзание диким львам, вышедшим из телевизионных стен.
В этом мире не осталось места настоящему искусству. Оно будоражит, заставляет сострадать и думать, что для людей, привыкших жить весело и бездумно, привыкших только потреблять, мучительно. Поэтому подлинное искусство в этом жутковатом мире вытеснено суррогатным искусством. Мир, в котором жгут книги, в котором люди платят деньги и выстраиваются в очередь, чтобы плюнуть в Мону Лизу, обречен.
Фантастика Рэя Брэдбери своеобразна. Писателя мало заботят непосредственно сами достижения науки и техники. У Брэдбери научно-технический прогресс является частью потребительской цивилизации. Для автора главным оказывается нравственно-психологический результат научно-технического прогресса. Проза Брэдбери – это скорее психологическая проза на фантастической основе; сложная, многогранная, насыщенная философскими размышлениями и глубокой символикой. Писатель задается вопросами о смысле жизни человека и его судьбе, его беспокоит судьба человечества вообще.
Именно поэтому герои произведений писателя все же делают свой нравственный выбор, хоть и не сразу. Они протестуют против такого бесчувственного, холодного мира. Каждый выражает свой протест по-своему. Кто-то, как герой рассказа «Убийца», кормит мороженым бытовую технику дома и на работе, что приводит к ее поломке. Герои романа "451° по Фаренгейту" заучивают наизусть книги и уходят из города в природу, в лес, храня в памяти этот бесценный груз. Гай Монтэг разбивает телевизионные стены и отказывается жечь книги.
В произведениях Брэдбери главным носителем гуманистических идей является сам автор. Философия гуманизма Брэдбери сводится к следующим ключевым моментам:
- человек должен быть свободным;
- человек должен быть духовным;
- человек должен быть счастливым.
Часто герои Р. Брэдбери предстают в качестве идеализированного примера добра или зла.
В поздних произведениях Брэдбери стремится изобразить не развенчание людей, не картины косности, разобщенности и невежества, не торжество зла, а величие Человека, проявление его высокодуховных стремлений, его разума.
Практически всем произведениям Р. Брэдбери присуща неоднозначность картины событий, двойственность происходящего и наличие нескольких трактовок. В рассказах Брэдбери сначала, как правило, дается ложная картина событий, а входе повествования читатель вместе с героем движется к истинному положению дел. При этом ложным может оказаться и фантастическое изображение реальности.