Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Художественный мир научно-фантастических рассказов Рэя Брэдбери

Научная фантастика – это одна из разновидностей жанра фантастики, основывающаяся на фантастических допущениях в области науки.

Научно-гипотетическая фантастика Р. Брэдбери

Развитие научно-фантастической литературы является одной из характерных примет послевоенной прозы. Признанными мастерами этого направления являются К. Д. Саймак, Р. Шекли, Р. Брэдбери.

Рэй Брэдбери дебютировал в 1941 году. Еще при жизни он стал классиком научно-фантастического жанра.

В своих произведениях Р. Брэдбери в новых исторических условиях развивает традиции Г. Уэллса, Ж. Верна и Э. По. Предметом внимания Брэдбери при этом оказываются не научные изобретения как таковые, а влияние научно-технического прогресса на человека и общество, его последствия.

Замечание 1

Среди книг Р. Брэдбери выделяется сборник новелл «Марсианские хроники», в котором речь идет о космической войне. Земляне пытаются захватить Марс, но результатом этой войны становится крах земной цивилизации.

Научная фантастика открывает перспективу раздвижения рамок научного знания и возможностей человека в покорении природы. Для научной фантастики характерным является особое, можно сказать, даже восторженное внимание к технологиям – техницизм. Задачей научной фантастики является освоение научно-технического опыта человечества. Родоначальником этого жанра является Жюль Верн. Типичными изобретениями, часто предвосхищающими действительность, которые предлагает научная фантастика, являются различные плавательные и летательные аппараты, бытовые устройства и приспособления. Самым популярным сюжетом произведений научно-фантастического жанра является робинзонада. Пафосом произведений этого жанра является стяжение, сокращение пространства и приручение природы, которая открывает свои тайны научной смекалке и пытливому уму. Это все складывается в гипотетическое фантазирование и наукообразный вымысел. Англо-американская литература 20 века является своеобразным «заповедником» гипотетической фантастики. Для англо-американской литературы этого периода характерно отталкивание от традиций психологической прозы. Рэй Брэдбери является одной из ключевых фигур научно-гипотетической фантастики.

«Художественный мир научно-фантастических рассказов Рэя Брэдбери» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Творчество писателя – это своеобразный протест против потребительской цивилизации, ее бездуховности, гипертрофированно развитой техникой, массовой культурой, подавляющей уникальность и индивидуальность человека.

Самыми известными книгами Р. Брэдбери являются:

  1. «Мрачный карнавал» (сборник рассказов).
  2. «Марсианские хроники» (сборник рассказов).
  3. «Октябрьская страна» (сборник рассказов).
  4. «Надвигается беда» (роман).
  5. «Вино из одуванчиков» (роман).
  6. «451° по Фаренгейту» (роман).
  7. «Смерть – одинокое дело» (роман).

Особенности художественного мира фантастических произведений Р. Брэдбери

Фантастические произведения Брэдбери спроецированы в будущее. Но это будущее является аллегорией современной автору Америки. И в жизни американского общества многое вызывает у писателя неприятие. В своих произведениях он эти явления доводит до логического предела. Именно поэтому часто его произведения воспринимаются как антиутопия.

В произведениях Брэдбери бытовая техника и машины подают человеку еду, будят по утрам, желают спокойной ночи, ухаживают за ребенком. За стенами «телевизионных комнат» люди отгораживаются от реальной жизни. И в таких условиях люди разучились сопереживать друг другу, любить друг друга. Именно так происходит в романе «451° по Фаренгейту». Жена главного героя днями напролет общается с телевизионными «родственниками» и совершенно не замечает мужа. В рассказе «Вельд» дети с ужасающим хладнокровием отдают родителей на растерзание диким львам, вышедшим из телевизионных стен.

В этом мире не осталось места настоящему искусству. Оно будоражит, заставляет сострадать и думать, что для людей, привыкших жить весело и бездумно, привыкших только потреблять, мучительно. Поэтому подлинное искусство в этом жутковатом мире вытеснено суррогатным искусством. Мир, в котором жгут книги, в котором люди платят деньги и выстраиваются в очередь, чтобы плюнуть в Мону Лизу, обречен.

Фантастика Рэя Брэдбери своеобразна. Писателя мало заботят непосредственно сами достижения науки и техники. У Брэдбери научно-технический прогресс является частью потребительской цивилизации. Для автора главным оказывается нравственно-психологический результат научно-технического прогресса. Проза Брэдбери – это скорее психологическая проза на фантастической основе; сложная, многогранная, насыщенная философскими размышлениями и глубокой символикой. Писатель задается вопросами о смысле жизни человека и его судьбе, его беспокоит судьба человечества вообще.

Именно поэтому герои произведений писателя все же делают свой нравственный выбор, хоть и не сразу. Они протестуют против такого бесчувственного, холодного мира. Каждый выражает свой протест по-своему. Кто-то, как герой рассказа «Убийца», кормит мороженым бытовую технику дома и на работе, что приводит к ее поломке. Герои романа "451° по Фаренгейту" заучивают наизусть книги и уходят из города в природу, в лес, храня в памяти этот бесценный груз. Гай Монтэг разбивает телевизионные стены и отказывается жечь книги.

В произведениях Брэдбери главным носителем гуманистических идей является сам автор. Философия гуманизма Брэдбери сводится к следующим ключевым моментам:

  • человек должен быть свободным;
  • человек должен быть духовным;
  • человек должен быть счастливым.

Часто герои Р. Брэдбери предстают в качестве идеализированного примера добра или зла.

В поздних произведениях Брэдбери стремится изобразить не развенчание людей, не картины косности, разобщенности и невежества, не торжество зла, а величие Человека, проявление его высокодуховных стремлений, его разума.

Практически всем произведениям Р. Брэдбери присуща неоднозначность картины событий, двойственность происходящего и наличие нескольких трактовок. В рассказах Брэдбери сначала, как правило, дается ложная картина событий, а входе повествования читатель вместе с героем движется к истинному положению дел. При этом ложным может оказаться и фантастическое изображение реальности.

Дата последнего обновления статьи: 12.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot