Новая аттическая комедия – это заключительный этап развития древнегреческой комедии (кон. 4-3 вв. до н. э.).
Особенности комедий Теренция
Теренций обрабатывал греческие пьесы, при этом сохраняя идеологическую направленность и художественные особенности оригинальных текстов, их последовательное ведение характеров, строгую архитектонику и серьезный тон. Комедия «Свекровь» - результат переработки Теренцием произведения Менандра «Третейский суд». «Свекровь» - это история о муже, совершившим насилие над своей будущей женой.
У Теренция традиционное обращение к зрителям, пролог, никогда не служил экспозиционным целям. Экспозиция дается во вступительных сценах, но иногда сохраняет самостоятельность - для нее автор вводит специальную фигуру, которая выслушивает рассказ об исходной ситуации, сопровождает его репликами, но в действии больше не участвует. Такой фигурой в комедии «Свекровь» оказывается гетера, приятельница Вакхиды. Ее диалог с рабом Пафмлила Парменоном содержит экспозицию.
По содержаниям комедий Теренция видно, что он не внес ничего нового по сравнению с комедиями своих предшественников. Сам Теренций осознавал свою зависимость от новой аттической комедии и то, что типы, выводимые им, не представляют ничего оригинального. Теренций был одарен развитым вкусом, искусно переделывал греческие комедии. Латинскую речь в литературе он довел до высочайшей степени обработки. Но собственного творческого таланта у Теренция не было. И его отсутствие резко сказывается при сопоставлении его произведений с пьесами Плавта.
Произведения Теренция носят исключительно греческий характер. Теренций близко следует за оригиналом. Поэтому он не смог сделаться таким же любимцем народа, каким являлся Плавт. Для публики комедии Теренция казались скучными, и народ неоднократно показывал свое невнимание. При первой постановке «Свекрови» публика оставила театр, даже не дождавшись окончания, и отправилась смотреть представление канатоходца. Во второй раз публику из театра ушла смотреть гладиаторский бой. Лишь при третьей постановке комедия была прослушана до конца.
Характеристика персонажей
В пьесе нет ни одного комического образа. Легкий юмористический характер носят немногочисленные сцены, в которых участвуют рабы, но эти сцены никогда не превращаются в буффонаду. В произведении отсутствует интрига как таковая. А развитие сюжета пьесы естественным образом вытекает из характеров действующих лиц. Комедия рассчитана на сочувствие зрителя к людям, которые оказались в трудной ситуации и запутались.
Римляне отдавали предпочтение гладиаторским боям, поэтому постановка комедии дважды проваливалась.
Действующими лицами комедии «Свекровь» являются:
- молодые супруги Памфил и Филумена;
- родители Памфила Лахет и Сострата,
- родители Филумены Фидипп и Миринна,
- гетера Вакхида.
В этой комедии Теренций изображает гетеру умной, чуткой женщиной, которая с уважением относится к бывшему любовнику и делает все, что в ее силах, чтобы вернуть Филумену в дом мужа. Не всякая гетера способна на такой поступок.
Особенно хорошо Теренций раскрывает характер страстного Памфила, который сумел стать человеком, способным на глубокие чувства. Внимания заслуживают и характеры отцов, Фидиппа и Лахета, которые искренне любят своих детей и прощают им увлечения и ошибки молодости.
В этом плане особенно характерно замечание отца Филумены. Фидипп знает, что Памфил был влюблен в Вакхиду, и не осуждает юношу, когда тот даже после свадьбы не сразу порывает с ней связи. Фидипп считает, что любовь нельзя быстро вынуть из сердца.
Сюжет произведения
Юноша Памфил страстно влюблен в гетеру Вакхиду. Но отец Памфила Лахет заставляет его жениться на Филумене, дочери соседа. Спустя несколько месяцев после свадьбы Памфил оценил характер своей молодой жены, полюбил ее и отказался от гетеры. В связи со смертью родственника ему пришлось уехать. Филумена во время отсутствия супруга уходит к своим родителям. У Филумены вскоре должен родиться ребенок, и этот ребенок – не от Памфила, а от неизвестного человека, совершившего над насилие и стянувшего с ее руки кольцо. Но она никому не называет истинной причины ухода из дома мужа, и мотивирует это тем, что невозможно жить со свекровтю. Правду знает лишь Миринна, мать Филумены. Сострата, свекровь Филумены, изображается Теренцием не по фольклорной традиции – сварливой, злой женщиной. Наоборот, Сострата – воплощение материнской любви, настоящая хранительница домашнего очага. И она делает все, что в ее силах, чтобы устроить счастье Памфила и Филумены.
По возвращении домой Памфил в первую очередь отправился в дом тестя, чтобы встретиться с Филуменой. Там он от тещи узнал о рождении ребенка и о том, что ребенок не его. Миринна просила Памфила скрыть эту тайну от людей, а вопрос о возвращении супруги предоставила решить ему самому. Памфил – хороший человек, добрый, умеющий любить, и потому соглашается на это. Теренций раскрывает психологию характера персонажа в тот момент, когда он дает слово скрыть позор своей жены, но не может принять Филумену, так как оскорбленное мужское самолюбие ему мешает.
Памфил лжет Сострате о том, что Филумена не желает к нему возвращаться, потому что не может жить со свекровью. Тогда Сострата говорит, что уедет в деревню, только жена вернулась к сыну. На что Памфил отвчеает, что сыновний долг велит ему поставить выше мать.
Родители Памфила пригласили гетеру Вакхиду, бывшую любовницу сына, и просили ее не принимать его, чтоб не ломать семейное счастье. Вакхида сообщает Филумене, что ее муж давно с ней порвал связь, и что он не виноват перед ней.
Во время этого разговора мать Филумены заметила на пальце гетеры кольцо своей дочери, и спросила, как оно у нее оказалось. Вакхида рассказала, что кольцо ей однажды подарил пьяный Памфил. После расспросов он признался, что ночью совершил насилие гад какой-то девушкой и в борьбе стащил с ее пальца кольцо. Так раскрылось, что жертвой Памфила оказалась его жена, Филумена, и что родившийся ребенок – от него.
По сути, «Свекровь» - это не комедия, а бытовая драма. Здесь отсутствуют комические образы, раскрывается жизненный конфликт.