Что такое приключенческая литература
Приключенческая литература представляет собой одну из разновидностей художественной литературы. Главная особенность этого вида литературы заключается в том, что в его основе лежит занимательная, возбуждающая интерес история о реальных или вымышленных приключениях. В рассказе чаще всего речь идет о похищениях, преследованиях, поисках сокровищ, путешествиях, тайнах, загадках. Отличительной чертой этого жанра является динамический сюжет и накал страстей.
Приключенческий жанр начинает свое становление примерно в середине 19 века. На становление описания приключений как литературного жанра повлияли романтизм и неоромантизм. Писатели представители этих направлений делали попытки ускользнуть от обыденности в мир приключений и героизма.
Следует отметить что основная цель приключенческой литературы – развлекать читателя, уводя его в вымышленный мир авантюр и загадок.
История приключенческой литературы
Задатки приключенческой литературы начали зарождаться еще в глубокой древности. Приключения были частью некоторых других жанров. Впервые приключения начинают упоминаться еще в античной литературе. В произведениях описывались события, когда главный герой отправлялся в дальние путешествие на поиски приключений. Предпосылки к формированию приключений как жанра художественной литературы появились еще в конце 18 века. В это время на смену классицизму приходит романтизм – литература претерпевает серьезные изменения. Характерной чертой романтизма является увлекательность. А именно увлекательность главная своеобразная черта приключенческого жанра.
На развитие приключенческого жанра оказало большое влияние развитие науки. Развиваются такие сферы как картография, навигация и кораблестроение. Люди начинают осваивать новые страны, путешествие становятся все более доступными. Дальние страны стали восприниматься как экзотические, но вполне реальные места, которые манили своей неизведанностью, необычностью. Начинается этап исследований и колонизации новых открытых стран. Это и становится главным толчком к развитию приключенческого жанра.
Поджанры приключенческой литературы
До середины 19 века в литературе были жанры, которые являлись своего рода предшественниками приключенческого направления, к ним можно отнести:
- плутовские романы
- готические романы
- исторические романы
Весомую роль в развитии приключенческой литературы сыграли такие известные писатели как А. Дюма и Р.Л. Стивенсон. Изначально приключенческая литература делилась на два направления:
- историко-приключенческие романы, например, «Три мушкетера» А. Дюма
- социально-приключенческие романы, например, «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
«Золотым веком» приключенческой литератур принято считать конец 19-ого - начало 20-ого века. К этому времени формируется уже больше разновидностей приключенческого жанра:
- колониальные романы
- романы плаща и шпаги
- романы про индейцев
- книги про животных
- уголовно-сенситивные романы
- шпионские романы
- оккультные романы
Яркими примерами колониальных романов считаются романы английского писателя Дж. Кондора «Лорд Джим», «Сердце тьмы», англичанина Р. Хаггарда романы про Аллана Квотермейна – охотника и путешественника, а также произведения П. Лоти, Л. Буссенара, Л. Жаколио, П. Бенуа. Колониальные романы по тематике можно поделить на:
- произведения о поиске сокровищ («Остов сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Копи царя Соломона» Г. Р. Хаггарда)
- морской роман (яркие представители морского романа были Г. Мелвилл и Ф. Марриет, в этой группе отдельно стоит выделить романы о пиратах («Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Одиссея капитана Блада» Р. Сабатини)
- робинзонада (романы о приключениях человека на необитаемом остовое («Коралловый остров» Р. Баллантайна)
Одним из поджанров приключенческой литературы считаются романы «плаща и шпаги». Сюжет этих произведений взяты из истории Европы 16-18 веков. Яркими примерами этой разновидности приключенческой литературы считаются романы «Капитан Фракасс» Теофиля Готье, «Алый Первоцвет» Эммы Орци. Из этой группы следует отдельно выделить руританские романы. В этих романах главные события происходят в вымышленной европейской стране, примером такого жанра является роман «Принц Отто» Стивенсона.
Весьма известен такой поджанр приключенческой литературы как романы про индейцев, например - «Оцеола, вождь семинолов», «Белый вождь» Т. М. Рида.
Другой популярный поджанр приключенческой литературы – это произведения про животных, например, «Белый клык» Дж. Лондона, «Книга джунглей» Р. Киплинга.
Отдельно следует рассказать об уголовно-сенситивных романах. Чаще всего эти романы посвящены темам убийства, измены, подмене детей, например, роман Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда», У. Коллинза «Лунный камень». Уголовно-сенситивные романы делятся на: бульварные романы («Петербургские трущобы» Вс. Крестовского) и романы о супергероях и выдающихся преступниках («Фантомас» М. Аллена).
Шпионские романы так же являются разновидностью приключенческого жанра, яркие примеры шпионского романа - «Ким» Р. Киплинга, произведения о Джеймсе Бонде Я. Флеминга.
Разновидностью приключенческой литературы являются и оккультные романы. Главная тема в них мистика, к числу таких произведений принадлежат романы Ж. Санда, Т. Готье, Б. Стокера.
Сюжетность приключенческой литературы
Сюжетом многих приключенческих романов становится борьба за новые территории. Это могла быть и борьба местных жителей с колонизаторами или борьба нескольких передовых европейских держав за мировое господство.
Отдельная тема приключенческого романа – это тема противопоставления европейского и азиатского мира. Писатели говорят о своем личном представлении касаемо этого вопроса руководствуясь совершенно разными принципами, например, гуманистическими или расистскими.
Этот жанр был весьма привлекателен для писателей разных школ в первую очередь тем, что она давал широкие возможности для фантазии. Обязательными составляющими приключенческого жанра являются: противостояние добра и зла, динамичность, яркие краски и выразительность.
Главные герои так же представляются в приключенческом романе абсолютно разными. Это может быть и заядлый авантюрист как с положительными, так и с отрицательными характеристиками, главным для которого является его собственная выгода. Так же героем мог быть скитающийся по свету человек, который борется за правду, защищает слабых; или это мог быть одаренный ученый, который не сидит на месте из-за тяги к познанию чего-то нового.