Что такое детская художественная литература и как она развивалась
Детская художественная литература - это литература, которая написана специально для детей и выполняет цель воспитания и образования. Детская художественная литература воплощается в детских книгах.
Характерными чертами именно детской художественной литературы являются:
- в главной роли выступают дети
- темы интересны детям
- небольшой объем
- привлекающие внимание рисунки
- упрощенный язык
- диалоги
- динамика, приключения
- счастливый конец
- воспитательный элемент
Первоначально произведения для детей были устными, они были представлены в виде сказок, стихотворений, песен, которые несли в своем содержание некое поучение. Так же были и развлекательные произведения.
В 18 веке девство начинает пониматься как особый период в развитии человека, ранее считалось, что ребенок представляет собой уменьшенную копию взрослого. В 18 веке ученые начинают осознавать, что детская психика иначе воспринимает окружающую действительность, это находит свое отражение и в литературе. И только в 18 веке появились отдельные жанры детской литературы. «Маленькая хорошенькая карманная книжечка» Джона Ньюбери – первая развлекательная книжка для детей, она была опубликована 1744 году, имела яркую обложку и содержала картинки, рифмы и игры. Ньюбери считал, что детские книги играют большую роль в развитии и воспитании ребенка, он считал, что они обладают особой ценностью, именно он был основным издателем таких книг в то время. Он публиковал как свои книги, так и книги других писателей.
Большое влияние на формирование детской литературы оказал Жан-Жак Руссо. По его мнению, воспитание ребёнка должно основываться на его природных интересах. Эти идеи были поддержаны такими писателями как Томас Дэй и Марией и Ричардом Эджуортами. Дэй публикует в 1783 году «Историю Стелфорда и Мертона», а Эджуорты в 1780 «Практическое образование: история Гарри и Люси».
Особый вклад в развитие детской художественной литературы внес известный датский писатель Г. Х. Андерсен. Путешествую по Европе, он коллекционировал народные сказки, затем он опубликовал их. Он в свою очередь действовал по аналогии с писателями Якобом и Вильгельмом Гриммом, которые собирали немецкие народные сказки – весьма популярные в Германии. Ученые других стран так же занимались подобным коллекционированием, что весьма благотворно отразилось на развитии детской художественной литературе.
На развитие детской художественной литературы оказали влияние такие произведения как ««Швейцарский Робинзон» Йохана Давида Висса и «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана.
19 век называют золотым в развитии детской художественной литературы. В 19 веке произведения детской художественной литературы ставят перед собой цель активизировать детское воображение. Главной отличительной чертой произведений является увлекательность и интересность. В этот период детская литератур приобретает всю большую популярность, связано это с тем что люди различных социальных слоёв стали более грамотными, а также широко стало развиваться книгопечатание. Появляется фантазийный жанр, ярким примером этого жанра является «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Так же всемирно известным произведением этого периода является «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди, «Книга джунглей» Редьярда Киплинга, «Питер и Венди» Джеймса Мэтью Барри. Отдельно следует отметить и скандинавские детские произведения такие как «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф и «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен.
Развитие детской художественной литературы в России
Первые произведения для детей в России появились в 16-18 веках, это были «Сказки о Шемякином суде» - сатирические повести сатирического происхождения, и «Сказка о Ерше Ершовиче» - сатирическая повесть. Эти и другие подобные произведения пользовались популярностью у детей.
Но все же в это время детская литература в основном состояла из религиозной литературы. В начале 18 века начинает преобладать литература образовательная и воспитательная. Так же в 18 веке становятся популярны так называемые лубочные картинки – изображения с подписями, образа и надписи были простыми и понятными. Были популярны и такие жанры как басни, легенды, повести, сказки.
Новый значимый этап развития русской художественной литературы начинается с середины 18 века. На развитие детской литературы в этом периоде оказали большое влияние такие писатели как М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин. Они работали в таких популярных на тот момент жанрах как басня, сказка, поучительный рассказ, ода.
Начиная с 1917 года детская, литература берется под особый контроль государства. В это время особую роль в развитии литературы оказали М. Горький, С. Я. Маршак. В детской литературе обязательно освящались принципы коммунизма. Массово публикуются художественные биографии известных личностей, таких как В. И. Ленин, Павлик Морозов.
Начинает развиваться фантастический жанр. Александр Беляев – первый в СССР писатель-фантаст, «Человек Амфибия» одно из известных его произведений.
Как и следовала ожидать, Вторая мировая война оказала большое влияние на художественную детскую литературу. Основными темами детских произведений становится война, роль детей на войне, детские подвиги. К популярным произведениям этого периода относят повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» Валентины Осеевой, роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева, повесть «Сын полка» Валентина Катаева.
Наибольший пик развития советской детской художественной литературы приходится на 60-80-ее годы 20 столетия. Среди известных произведений можно назвать «Судьба человека» М. Шолохова, «Белый Бим, Черное ухо» Г. Троепольского и другие.
Классификация детской художественной литературы
Все произведения детской художественной литературы можно классифицировать по двум направлениям:
- жанру
- возрасту
Жанр произведения определяется техникой исполнения, содержанием и размером. Выделяют следующие жанры детской художественной литературы:
- мифы
- сказки
- басни
- легенды
- фэнтези
- реализм
- историческая проза
- поэзия
По возрасту книги делят на детские и подростковые.