Актуальность проблемы социально-нравственного воспитания в ДОУ
В настоящее время проблема социально-нравственного воспитания является очень актуальной и сложной. Изменения в обществе, критика некоторых процессов общественной жизни, появление новых общественных явлений привели к тому, что проявления добра и сострадания, любви и сочувствия стали встречаться все реже. В обществе материальные ценности вышли на первый план, они преобладают над духовными ценностями. Проявления детской жестокости, агрессивности детей по отношению друг к другу и по отношению к близким людям встречаются все чаще. Детям стало сложнее построить дружеские отношения, им тяжело договориться о совместных действиях в процессе игровой деятельности.
Современные мультфильмы редко преследуют задачу нравственного воспитания, поэтому под влиянием этих мультфильмов детские представления о нравственных качествах - о милосердии, справедливости и доброте – искажаются. Но несмотря на происходящие в обществе изменения воспитание в детях нравственных качеств, душевного отношения к близким людям и к окружающим, должно оставаться неизменным. Поэтому нравственное воспитание детей является одной из ключевых задач.
Дошкольный возраст является наиболее чувствительным для воспитания нравственных правил и норм поведения, способности сопереживать и сострадать. Именно поэтому необходимо в этом возрасте заложить правильные основы личности ребенка. В дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка, закладывается его мировоззрение, понимание зла и добра, реакция на поступки других людей, формируются особенности поведения. В этом возрасте у ребенка формируется отношение к Родине, уважение к окружающим, доброжелательность, стремление помочь другим.
Художественная литература как базовый компонент социально-нравственного воспитания
Одним из базовых компонентов в воспитании и формировании личности является художественная литература, которая выступает в качестве источника нравственно-эстетических норм, транслятора традиций общества и его культуры. Выполняя познавательную функцию, художественная литература расширяет кругозор читателей всех возрастов, формирует художественный вкус, дает эмоциональный опыт.
В процессе знакомства с художественной литературой в дошкольном возрасте, ребенок узнает о таких нравственных категориях, как добро, совесть, справедливость, честь, сочувствие, сострадание, долг, смелость. Путем рассуждения с детьми о морали и добродетели не достигается нравственное воспитание. Задачей художественной литературы является то, что при прочтении заставить детей переживать нравственные настроения, поступки и чувства героев произведения. И если эти нравственно-эмоциональные состояния будут пережиты в воображении ребенка, то воспитательная цель будет достигнута.
Художественная литература является эффективным средством воспитания моральных качеств личности.
Во время чтения ребенок познает окружающую жизнь, природу, знакомится с трудом людей, со своими сверстниками, с их радостями и неудачами, переживаниями и чувствами. Художественное слово оказывает воздействие не только на сознание ребенка, но и на его чувства и поступки.
Чтение художественной литературы обеспечивает возможность восполнения недостатка в общении у детей, позволяет расширить кругозор, обогатить нравственный опыт. В процессе чтения у детей возникает эмоциональное отношение к событиям, описываемым в произведении, к героям этого произведения, а также формируется отношение к природе и окружающим людям.
В художественных произведениях всегда содержится какая-либо оценка событий. При этом в процессе решения задачи воспитания морально-нравственных качеств необходимо использование как классических литературных произведений, так и современных.
Художественные произведения открывают детям мир человеческих чувств, вызывают интерес к личности, к внутреннему миру литературного персонажа. А научившись сопереживать с персонажами художественных произведений, дети начинают внимательнее относиться к окружающим людям, они начинают замечать их настроение, настроение близких людей. Тогда начинают пробуждать и гуманные чувства, у детей проявляется способность к проявлению заботы и доброты, возникает стремление к справедливости и протест против несправедливого отношения к кому-либо.
Таким образом, чтение художественной литературы в ДОУ выполняет следующие задачи:
- Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации
- Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге
- Формирование навыка нравственной оценки произведения
- Развитие способности к сопереживанию героям
Задачи художественной литературы в развитии речи и воображения ребенка
Кроме нравственно-воспитательной цели художественная литература оказывает большое влияние на развитие речи ребенка и ее обогащение. Художественная литература воспитывает у ребенка воображение, обогащает его эмоции. При чтении рассказов дети познают точность и лаконичность слова. Чтение стихов знакомит детей с музыкальностью, ритмичностью речи. В народных сказках отражается меткость и выразительность языка.
Художественная литература с этой точки зрения формирует первоначальные представления об особенностях языка, о его образности, развивает поэтический слух ребенка и способность его к целостному восприятию произведений. Ребенок учится улавливать музыкальность, ритмичность, звучность сказок, стихов, рассказов.
Чтение художественной литературы прививает эстетический вкус, развивает способность понимать и чувствовать настроение произведения.
Таким образом, чтение художественной литературы в дошкольных образовательных учреждениях играет огромную роль в воспитании нравственно-моральных качеств у ребенка. Основной целью художественной литературы в этом возрасте является воспитание в ребенке личностных качеств, формирование его мировоззрения. Художественная литература решает такие задачи нравственного воспитания ребенка, как формирование первоначальных представлений о категориях нравственности, формирует способность ребенка сострадать и сопереживать близким людям и окружающим. Развивает в ребенке коммуникативные навыки, обогащает язык. Чтение художественной литературы в дошкольном возрасте прививает эстетический вкус ребенку. При этом воспитание происходит не назидательным путем, а в игровой, ненавязчивой форме. Через отношение к событиям и героям произведения у ребенка формируется отношение к окружающему миру, людям, природе.