Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Художественная деталь, ее виды и функции в европейском реализме XIX века

Определение 1

Художественная деталь – это выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ.

Сущность реализма как литературного направления

Реализм как литературное направление сформировался и в России, и в европейских странах приблизительно в одно и то же время – в середине XIX века.

Однако, несмотря на столь давние сроки возникновения реалистического искусства, споры, касающиеся содержания термина «реализм», ведутся исследователями до настоящего момента.

Замечание 1

Традиционный литературоведческий подход рассматривает реализм как самостоятельное литературное направление, которое не просто пришло на смену романтизму, но и вступило с ним в тесное взаимодействие.

Однако теперь популярной становится такая концепция развития литературного процесса XIX века, в которой понятие «реализм» обозначает всего лишь литературное течение, которое зародилось внутри романтизма. Исследователи в этом случае говорят об этом временном периоде развития литературы как романтическом, выделяя в нем течения, эстетически связанные друг с другом и дополняющие друг друга. Подобная точка зрения в современной науке сложилась благодаря обнаружению важных родственных черт в тематике и поэтике различных литературных течений XIX века. Но подобные концепции имеют еще и существенный ряд отличий.

Так, в центре внимания реалистической литературы находится анализ социальной сущности – тех социальных и политических противоречий, которые были характерны для общества того времени. Если в романтической литературе ставка была сделана на чувства, своеобразность героя, то для реалистического направления главенствующей становится правдивость в передаче типичных людских характеров в типичной, традиционной обстановке.

«Художественная деталь, ее виды и функции в европейском реализме XIX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Разрабатывал учение о создании художественного типа Оноре де Бальзак, различающий в создании нового художественного типа целый ряд стадий:

  • изучение поведения интересующей социальной группы,
  • выделение ее отличительных черт,
  • обобщение материала, собранного в результате этих наблюдений.

Вот почему писатели-реалисты в своих произведениях колоссальное внимание уделяли детали как элементу художественного текста, несущего важную смысловую и идейную нагрузку. Однако в творчестве реалистов разных европейских стран существовали свои особенности.

Художественная деталь в произведениях французских реалистов

Формирование французского реализма пришлось на тот период, когда данное литературное направление еще не противопоставляло себя романтизму. Так, Стендаль и Бальзак, хоть и признаются исследователями основоположниками реалистических традиций, в своем творчестве все же при создании образов героев активно использовали романтические приемы. Однако Бальзак, как и подобает реалистам, существенное внимание уделяет материальной среде обитания главных героев его произведений, как фактору, оказывающему влияние на становление характера человека. Вообще, внимание к миру вещей для Бальзака представляло научный интерес.

Несколько иначе обстоит дело с творчеством другого французского реалиста – Гюстава Флобера, чьи произведения относятся к тому периоду, когда романтизм уже потерял в литературе ведущие позиции.

Например, в поэтике романа Г. Флобера «Мадам Бовари» художественная деталь выполняет существенную функцию структурирования и скрепления экспозиционных полей. С помощью деталей в своем произведении Флобер утверждает некоторую статичность изображаемых ситуаций и характеров, а также избегает открывать морально-оценочное отношение к героям книги.

При описании детства Шарля Бовари, Флобер уделяет внимание таким особенностям поведения и внешнего облика героя, которые необходимы для объективного построения эспозиционной целостности романа. Писатель обращает внимание читателя на такой детали, как статус отца – молодого военного, а также матери, переживающей в замужестве унижение и измены.

В дальнейшем на передний план выступает судьба Эммы Бовари, и здесь уже писатель обращает внимание на детали быта и образа жизни героини романа, каждая из которых последовательно углубляет мотив ее разочарований и, как следствие, приводит к дальнейшей катастрофе. Некоторые детали соотнесены контрастно: руки Эммы и Катрин Леру, хижина и дом в Ионвивиле. Флобер, при помощи психологических деталей, передает оттенки эмоций по отношению своим героям.

Деталь в романе является и важным компонентом диалога благодаря созданию эффекта «точечной кульминации», а также выполняет функцию иронии в описании сцены аристократического бала. Кроме того, деталь у Флобера нередко обладает символическими оттенками, не перерастая при этом в символ.

Художественная деталь в английском реализме

Английский же реализм формировался в начале викторианской эпохи. Это период экономического подъема Англии, но в то же время и период обострения социальных конфликтов.

Один из представителей классического британского реализма, Ч. Диккенс, пришел в мир художественной литературы из журналистики. Его раннее творчество отличает позитивный взгляд на мир, когда злые герои в конце произведений несут заслуженное наказание, а добрые обретают счастье. Но уже в 50-х годах Диккенс отходит от этой традиции, отказываясь от разделения персонажей на положительных и отрицательных. Так, в романе «Домби и сын» автор делает акцент на реалистическом изображении психологии мистера Домби. В другом своем произведении - «Приключениях Оливера Твиста» - Диккенс стремится показать «голую правду», описывая тот социальный фон, на котором разворачивается история жизненного пути Оливера. Кроме того, Диккенс является мастером портретного лейтмотива. Любая черточка в портретных описаниях в его творчестве имеет большое значение. По убеждению Диккенса, портретный штрих способен раскрыть весь внутренний облик человека.

У. Теккерей, другой английский писатель-реалист, заявляет о создании в своем творчестве принципа «максимального ощущения реальности». В «Ярмарке тщеславия» Теккерей, несмотря на различие судеб и характеров своих героев, все же делает акцент на схожести их положения – все они участники небезызвестной Ярмарки. Образ ярмарки является символом суетности, театральности человеческой жизни, где каждый стремится удовлетворить свои собственные эгоистические потребности.

Замечание 2

Деталь в европейском реализме позволяет отразить художественную рефлексию, касающуюся ведущих ценностей и ориентиров общественной жизни XIX века.

Дата последнего обновления статьи: 21.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot