Художественная деталь – это выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ.
Сущность реализма как литературного направления
Реализм как литературное направление сформировался и в России, и в европейских странах приблизительно в одно и то же время – в середине XIX века.
Однако, несмотря на столь давние сроки возникновения реалистического искусства, споры, касающиеся содержания термина «реализм», ведутся исследователями до настоящего момента.
Традиционный литературоведческий подход рассматривает реализм как самостоятельное литературное направление, которое не просто пришло на смену романтизму, но и вступило с ним в тесное взаимодействие.
Однако теперь популярной становится такая концепция развития литературного процесса XIX века, в которой понятие «реализм» обозначает всего лишь литературное течение, которое зародилось внутри романтизма. Исследователи в этом случае говорят об этом временном периоде развития литературы как романтическом, выделяя в нем течения, эстетически связанные друг с другом и дополняющие друг друга. Подобная точка зрения в современной науке сложилась благодаря обнаружению важных родственных черт в тематике и поэтике различных литературных течений XIX века. Но подобные концепции имеют еще и существенный ряд отличий.
Так, в центре внимания реалистической литературы находится анализ социальной сущности – тех социальных и политических противоречий, которые были характерны для общества того времени. Если в романтической литературе ставка была сделана на чувства, своеобразность героя, то для реалистического направления главенствующей становится правдивость в передаче типичных людских характеров в типичной, традиционной обстановке.
Разрабатывал учение о создании художественного типа Оноре де Бальзак, различающий в создании нового художественного типа целый ряд стадий:
- изучение поведения интересующей социальной группы,
- выделение ее отличительных черт,
- обобщение материала, собранного в результате этих наблюдений.
Вот почему писатели-реалисты в своих произведениях колоссальное внимание уделяли детали как элементу художественного текста, несущего важную смысловую и идейную нагрузку. Однако в творчестве реалистов разных европейских стран существовали свои особенности.
Художественная деталь в произведениях французских реалистов
Формирование французского реализма пришлось на тот период, когда данное литературное направление еще не противопоставляло себя романтизму. Так, Стендаль и Бальзак, хоть и признаются исследователями основоположниками реалистических традиций, в своем творчестве все же при создании образов героев активно использовали романтические приемы. Однако Бальзак, как и подобает реалистам, существенное внимание уделяет материальной среде обитания главных героев его произведений, как фактору, оказывающему влияние на становление характера человека. Вообще, внимание к миру вещей для Бальзака представляло научный интерес.
Несколько иначе обстоит дело с творчеством другого французского реалиста – Гюстава Флобера, чьи произведения относятся к тому периоду, когда романтизм уже потерял в литературе ведущие позиции.
Например, в поэтике романа Г. Флобера «Мадам Бовари» художественная деталь выполняет существенную функцию структурирования и скрепления экспозиционных полей. С помощью деталей в своем произведении Флобер утверждает некоторую статичность изображаемых ситуаций и характеров, а также избегает открывать морально-оценочное отношение к героям книги.
При описании детства Шарля Бовари, Флобер уделяет внимание таким особенностям поведения и внешнего облика героя, которые необходимы для объективного построения эспозиционной целостности романа. Писатель обращает внимание читателя на такой детали, как статус отца – молодого военного, а также матери, переживающей в замужестве унижение и измены.
В дальнейшем на передний план выступает судьба Эммы Бовари, и здесь уже писатель обращает внимание на детали быта и образа жизни героини романа, каждая из которых последовательно углубляет мотив ее разочарований и, как следствие, приводит к дальнейшей катастрофе. Некоторые детали соотнесены контрастно: руки Эммы и Катрин Леру, хижина и дом в Ионвивиле. Флобер, при помощи психологических деталей, передает оттенки эмоций по отношению своим героям.
Деталь в романе является и важным компонентом диалога благодаря созданию эффекта «точечной кульминации», а также выполняет функцию иронии в описании сцены аристократического бала. Кроме того, деталь у Флобера нередко обладает символическими оттенками, не перерастая при этом в символ.
Художественная деталь в английском реализме
Английский же реализм формировался в начале викторианской эпохи. Это период экономического подъема Англии, но в то же время и период обострения социальных конфликтов.
Один из представителей классического британского реализма, Ч. Диккенс, пришел в мир художественной литературы из журналистики. Его раннее творчество отличает позитивный взгляд на мир, когда злые герои в конце произведений несут заслуженное наказание, а добрые обретают счастье. Но уже в 50-х годах Диккенс отходит от этой традиции, отказываясь от разделения персонажей на положительных и отрицательных. Так, в романе «Домби и сын» автор делает акцент на реалистическом изображении психологии мистера Домби. В другом своем произведении - «Приключениях Оливера Твиста» - Диккенс стремится показать «голую правду», описывая тот социальный фон, на котором разворачивается история жизненного пути Оливера. Кроме того, Диккенс является мастером портретного лейтмотива. Любая черточка в портретных описаниях в его творчестве имеет большое значение. По убеждению Диккенса, портретный штрих способен раскрыть весь внутренний облик человека.
У. Теккерей, другой английский писатель-реалист, заявляет о создании в своем творчестве принципа «максимального ощущения реальности». В «Ярмарке тщеславия» Теккерей, несмотря на различие судеб и характеров своих героев, все же делает акцент на схожести их положения – все они участники небезызвестной Ярмарки. Образ ярмарки является символом суетности, театральности человеческой жизни, где каждый стремится удовлетворить свои собственные эгоистические потребности.
Деталь в европейском реализме позволяет отразить художественную рефлексию, касающуюся ведущих ценностей и ориентиров общественной жизни XIX века.