Молодёжный авангард 60—70-х гг. – это общественное радикальное движение молодежи, которая обостренно восприняла новые формы капиталистической эксплуатации и выступала за искоренение недостатков общества потребления того времени.
Образ Холдена Колфилда
Холден Колфилд – герой-рассказчик романа «Над пропастью во ржи», написанного Дж. Д. Сэлинджером в 1951 году. Холден Колфилд является ключевым персонажем современной американской культуры, имевшим впоследствии множество воплощений:
- В бунтарях-битниках (романы Джека Керуака);
- В скандальных инсургентах времени рок-н-ролла (например, Джим Моррисон);
- В «бунтарях без цели»;
- В «полуночных ковбоях»;
- В «беспечных ездоках».
Герой романа Сэлинджера, ученик элитной школы в Пенсильвании, семнадцатилетний подросток, внешне себя проявляет как нервически-взвинченный юноша, в чьей неприязни, нелюбви к окружающим прослеживается капризная нетерпимость очень избалованного ребенка. Колфилд в своей исповеди ругает школу, называя ее «дурацкой», называет учителей «показушниками», а одноклассников – «кретинами». По признанию Колфилда, он всех ненавидит. И в отместку он нарушает установленные правила. Он не желает подчиняться «дурацким» правилам, нарочно заваливает экзамены, конфликтует с соседом и убегает в Нью-Йорк. В Нью-Йорке Холден встречается с давней знакомой, но для чего-то ее оскорбляет. Затем он навещает старого учителя, однако тот оказывает Холдену двусмысленные знаки внимания, и мальчику приходится уносить ноги. Холден напивается и пытается «снять» проститутку. Наконец, Колфилд тайком приходит домой и рассказывает младшей сестренке о своих злоключениях. Десятилетняя сестренка Колфилда пытается наставить брата на путь истинный.
Холдена Колфилда сложно назвать благонравным юношей. Он часто бывает ленив, лжет без особой надобности, он эгоистичен и непоследователен. Но многие недостатки его характера компенсируются неподдельной искренностью Колфилд в рассказах о себе. в последних главах произведения он выглядит гораздо рассудительнее и терпимее. Колфилд начинает замечать и ценить такие качества, как радушие, приветливость, воспитанность.
До логического конца юношеский бунт Колфилда доводит его сестренка Фиби.
Холден Колфилд, герой романа Сэлинджера, является своеобразным символом искренности и чистоты для поколения выпускников колледжей и школ.
Роман Сэлинджера стал классикой мировой литературы. Главная тема произведения – становление личности, переход подростка во взрослый мир – всегда будет актуальной.
Молодежный авангард 60-70-х годов 20 века: основные черты
Главными чертами движения молодежного авангарда являются:
- Позиция «перманентного бунта», постоянного протеста;
- Отказ от красоты и классических форм изобразительности в пользу ориентации на примитив;
- Жизнестроительство вне «общества потребления»;
- Способность к самостоятельному обновлению.
В 60-70 годы развивались либеральные идеологические представления, однако молодежь не желала связывать с либеральными кругами свои интересы. Студенчество считало, что именно либералы виноваты в предательстве идеалов в годы маккартизма. Молодежь, прогрессивно и бунтарски настроенная, стремилась к политической, идейной и организационной самостоятельности.
Нежелание служить в армии, острые социальные вопросы, Вьетнамская война политизировали молодежь, заставляли из включаться в рабочие протесты, которые переходили в стадию революционных инициатив.
Холден Колфилд – предтеча молодежного авангарда
Доктор филологических наук, профессор МГУ Н. Э. Микеладзе называет Холдена Колфилда, главного героя романа «Над пропастью во ржи», предтечей молодежного авангарда 60-70-х годов. Произведение было опубликовано в 1951 году, за десять лет до начала молодежных выступлений. Образ Холдена Колфилда профессором Микеладзе и его коллегами рассматривается как реакция Сэлинджера на актуальную общественно-политическую среду Америки 40-50-х годов. Эта среда в перспективе нашла воплощение в представителях молодежного авангарда.
Холдену Колфилду на момент повествования 17 лет. Колфилд еще не студент, но его охватывают взрослые и вполне осознанные бунтарские настроения. Ему свойственна любовь к динамике, а стереотипы, клише, статика как нарушение естественного жизненного ритма у него вызывает неприязнь. Неприязнь Колфилда имеет много общего со стремительно растущим желанием молодых авангардистов быть самостоятельными. Холдена не устраивает перспектива учиться, затем работать в «какой-нибудь конторе», ездить на работу по Мэдисон-авеню, читать газеты, играть в бридж, ходить в кино – то есть жить так, как живут все. Он не хочет быть одним из «потребителей», его не устраивает статичная программа жизни. Колфилд деятелен, и мечта героя романа Сэлинджера отличается от «американской» мечты.
Колфилд стремится выйти из общества, потому что он не видит в нем ни одной подходящей группы, ячейки, в которой бы чувствовал себя на своем месте.
Молодежь авангарда бунтует против материалистического отношения к жизни, против капиталистического прогресса. Они не считают жизнеполагающей целью потребление, не приносящее интеллектуального или духовного развития. В этом они схожи с героем Сэлинджера.
То, что особенно угнетает Холдена Колфилда, то, о чем он судит «по-взрослому», заключается в ощущении безвыходности и обреченности всех попыток построить жизнь в соответствии с возвышенными гуманистическими идеалами.
Молодежный авангард определил политическую самоидентификацию молодежи.
В 1961-1982 гг. роман Сэлинджера был запрещен в США. Причинами запрета стали «грубый язык». А главный герой романа был охарактеризован как «дурной пример» для молодежи. Считалось, что он поощряет в молодежи склонность к бунту, разврату, пьянству. Но запретительные действия привели к обратному эффекту – произведение привлекло еще больший интерес.