Протагонист — это главный герой, актёр, играющий главную роль в произведении, центральное действующее лицо.
Сюжет пьесы
«Трамвай «Желание»», пьеса У. Теннесси, является первой «серьезной» американской драмой, получившей мировое признание благодаря актуализации конфликта между человеком и обществом. В этом произведении раскрывается трагедия смятенного человека, вызванная укладом жизни в обществе. Его сводит с ума экзистенциальное прозрение, ему не под силу выдержать давление обстоятельств. Все, что остается – бежать в мир иллюзий, но они лишь растравляют душу.
Герои произведения:
- Бланш Дюбуа;
- Стелла, сестра Бланш;
- Стэнли Ковальски, муж Стеллы;
- Митчел, друг Стэнли.
Бланш Дюбуа, разорившаяся аристократка, приезжает в гости к сестре в Новый Орлеан. Это ее единственная надежда на кров, так как Бланш потеряла работу, родовую усадьбу, семью. Из-за распутного поведения Бланш лишилась работы. Усадьбу пришлось продать за долги. Родители умерли, детей нет, а муж покончил с собой. Сестра встречает Бланш с распростертыми объятиями. Стелла посредственна и добра, поэтому ее совершенно не смущают пошлость и убожество быта. Бланш же, напротив, обладает богатым внутренним миром. Стэнли, муж Стеллы, не разделяет восторга жены. Ему не нравится Бланш, он в ней видит только пышность речей и высокомерие. В Стэнли обостряется сословная вражда. Именно на этом основывается конфликт произведения.
Друг Стэнли, Митчел, серьезно заинтересовался Бланш. Но Стэнли раскрывает ему тайны «южной принцессы». Иллюзии Митчела разрушаются, он отказывается от своих намерений. Вместе с Митчелом уходит и последняя надежда Бланш.
Образованность, манерность, экзальтированность делают героиню лишней в этом мире «среднего человека». Сестра жены для Стэнли – это символ буржуазного образа жизни, которого он никогда не достигнет. Ковальски и хочет, и ненавидит его. И такое же отношение вызывает у него красивая, хрупкая Бланш. Он ее желает и одновременно презирает. Бланш пробуждает в нем эмоции, которых он в себе не знал.
В финале Бланш подвергается насилию и сходит с ума. Героиню увозят в сумасшедший дом. Таким оказывается приговор узколобой, варварской толпы сильным чувствам и возвышенным мыслям.
Пьеса «Трамвай «Желание»» - это история о том, как подлинное нравственное чувство и идеализм борются с беспринципностью и ограниченностью.
Образ Стэнли Ковальски
Образ Стэнли Ковальски можно считать одним из первых ярких мужских образов в творчестве У. Теннесси. Протагонист драмы – притягательный, витальный мужчина, обладающий особым магнетизмом, живущий по философии «сильного человека».
Внешне Стэнли является приверженцем традиционных моральных устоев, но внутри скрывается беспринципность, порочность и жестокость. Ум Стэнли помрачен обидой на Дюбуа, осуждавших Стеллу за ее выбор. Ковальски – эгоистичный, мстительный, подлый человек, который скрывается за ханжеством и гордостью своей угнетенной среды.
Вся жизнь героя находится под строжайшим контролем разума и своеобразных моральных принципов. Вера в превосходство силы, грубый напор, примитивизм потребностей и желаний характеризуют Ковальски. Сопоставление с Бланш Дюбуа, главной героиней произведения, позволяет более глубоко разобраться в характере Стэнли.
По замыслу автора, Бланш и Стэнли выступают в произведении в качестве героев-антагонистов. С самой их первой встречи читатель ощущает разницу и в их речи, и в поведении. Дюбуа – типичная «южная дама», которая по праву рождения требует к себе джентльменского отношения. Однако Стэнли не джентльмен – ни по воспитанию, ни по рождению. Именно поэтому он видит в Бланш не леди, а жеманную дамочку, которая не против покрасоваться перед мужчиной в нижнем белье.
Ковальски, узнав о потере имения, начинает себя вести, как гончая, взявшая след. Стэнли уверен, что героиня «прикарманила» деньги от продажи имения. Он готов распродать все ее драгоценности и меха, чтобы «восстановить справедливость».
Утонченный аристократизм Бланш противостоит плебейской резкости Ковальски в сцене игры в карты, которая открывает третью картину. На слова Бланш «пожалуйста, не вставайте», обращенных к собравшимся на покер мужчинам, Ковальски отвечает «никто и не собирается». Для героини является само собой разумеющимся, что мужчины, приветствуя входящих дам, должны встать. А для Ковальски такое поведение – проявление нарочитой манерности и пережиток прошлого.
В начале седьмой картины Стэнли рассказывает о «бурном» прошлом Бланш, и этот рассказ сопровождается мотивом, который напевает героиня в ванной. Ковальски, смакуя детали, рассказывает Стелле о злоключениях ее сестры. Он называет Бланш «принцесса крови», «белая дама», «фря», и эти характеристики в его устах звучат с особой, презрительной, снисходительностью.
В эпизоде дня рождения Бланш становится понятно, что с этого момента все изменится. Исходящая от Ковальски агрессия принимает явные очертания. Он заклеймил сестру своей жены как своего личного врага. Стэнли «почуял кровь» и не в силах противостоять инстинктам. Он признает все обвинения Бланш: «да – плебей, да – из хамов!», но не стыдится этого. И плебейство, и хамство для него – вещи врожденные, и он не видит причины избавляться от них. Он считает, что можно представить себя выгодно в другом свете – как здорового, сильного, уверенного в себе мужчину. И представить это как жизненную позицию, основанную на идее превосходства грубой силы». Для этого ему придется унизить «жеманную дамочку».
В свою очередь, Бланш тоже критикует Стэнли, пытаясь оттолкнуть от него сестру. Она характеризует Стэнли как животное, как «реликвию каменного века», существо, не достигшее уровня современного человека. Бланш, отказываясь видеть в Стэнли черты разумного человека, описывая его, как исключительно физиологическое существо, впадает в крайность. Ведь у Ковальски есть свои убеждения, принципы, своя мораль, и он, отстаивая их, идет до конца, как ему диктует его жизненная позиция, его философия. Стэнли выходит победителем из схватки с Бланш. Однако даже оставаясь в рамках идеи Стэнли, сложно восхищаться человеком, который окончательно добил заведомо слабого и уже надломленного противника, какой предстает в произведении Бланш.