Пуритане — это английские протестанты, которые не признавали авторитет официальной церкви и являлись последователями кальвинизма в Англии.
Главные герои романа «Большие надежды» и их прототипы
Выдающийся роман Ч. Диккенса «Большие надежды» по праву занимает место среди лучших книг английской литературы. Ч. Диккенс до мелочей продумал свое произведение. Писатель сумел сделать роман не только интересным, но и доступным для всех. В 19 веке не все могли позволить себе покупать книги. Тогда Диккенс принял решение издавать роман отдельными частями.
Ч. Диккенс является одним из основоположником реалистического метода.
Характерными чертами реалистического романа 19 века являются:
- Стремление к достоверности, точности, объективности в изображении современности;
- Детализация быта, социальной среды, окружения;
- Отображение жизни при помощи типовых характеров. Типовые характеры подаются в типовых обстоятельствах;
- Типизация общеизвестного;
- Социальный анализ;
- Историзм;
- «Саморазвитие» героев.
Некоторые факты из биографии Диккенса во многом перекликаются с жизнью главных героев произведения.
В самом начале романа писатель рисует безрадостную картину детства Пипа. Его старшая сестра осталась ему вместо матери. Сестра очень строго, порой даже жестоко обращается с ним. Зная о детстве самого писателя, несложно догадаться, что прототипом сестры Пипа является мать Ч. Диккенса.
Кроме персонажа списанного с матери, в романе есть герой, который напоминает отца писателя – каторжник Абвил Магвич. Известно, что отец Диккенса тоже сидел в тюрьме за долги. Магвич по-отечески следит за жизнью Пипа, совершенно чужого для него мальчика, и постоянно ему помогает. Отец Диккенса тоже был бы рад помочь сыну. Отец не требовал с Диккенса денег, как делала мать, поэтому у писателя к отцу не было неприязни, которую он питал к матери.
Воспитанием Эстеллы занимается полусумасшедшая женщина, которая себя обрекла на медленное угасание в пустом доме. Эта женщина, исполненная обиды и ненависти, пытается внушить Эстелле такие же чувства. И она в результате подчиняется «матери», отвергает Пипа – единственного человека, которого любит. Такое же разочарование довелось перенести и самому писателю, которого отвергла его первая любовь Мария Биднелл.
Муж сестры Пипа, благородный кузнец Джо, в возрасте сорока лет женится на молодой девушке. Брак оказывается благополучным. Такую надежду питал и сам Диккенс. Уже в зрелом возрасте писатель влюбился с молодую актрису Эллен Терман, которой на тот момент было восемнадцать лет.
Тема воспитания детей в английском обществе
Однажды Пип во время визита к мисс Хэвишем на лестнице встретил незнакомца, который совершенно его не зная, замечает: «Я кое-что знаю о мальчиках и могу сказать – народец вы неважный». Это является распространенным взглядом современного писателю общества на детей. Этому взгляду Диккенс противопоставляет острую сатиру на родителей и опекунов. Как правило, в 20 веке считалось, что ошибки детей обусловлены недостатками родителей и общества, большая часть викторианских писателей вину за страдания детей возлагала именно на родителей.
Э. Уилсон отмечает, что эмоциональный акцент на детях в произведениях Ч. Диккенса является новым поворотом в литературе.
Пип в самом начале романа находится на кладбище, на котором похоронены его родители и пять младших братьев. И это освещает одну из граней отношения к детям в викторианском обществе: дети часто умирали в младенчестве, следовательно, сменяли друг друга. Из 1000 родившихся живыми детей в 1861 году возраста пяти лет достигли только 522 ребенка. Частично это объясняет отсутствие эмоциональной привязанности родителей к детям.
Равнодушие, невежество и жестокость к детям – это результат кальвинистских взглядов Уэсли, которые были очень популярны в то время. Считалось, что с самого рождения дети пропитаны злостью, и благочестивым и благоразумным родителям следует пристально следить за их поведением.
Диккенс в своем романе показывает, что благосостояние детей подрывала философия абсолютных родительских прав. Так, мистер Покет в семье подчиняется власти своей супруги. Подчинение мужа жене, когда на карте стоит благосостояние ребенка, озадачивает людей той эпохи, ибо согласно общественным устоям первостепенное значение должны иметь права отцов. Власть отца призвана защищать, но он бесхарактерный человек.
Согласно кальвинистской философии Джона Уэсли, дети из-за первородного греха неспособны к хорошим поступкам. Ж.-Ж. Руссо в противодействие этому мнению выдвинул свою идею о невинности ребенка, его неспособности к злу. Большинство людей викторианской эпохи придерживались взглядов Уэсли, сам же Ч. Диккенс был сторонником идеи Руссо.
Социальная критика в романе «Большие надежды»
Эпоха Диккенса была временем перехода от взглядов Уэсли к идеям романтиков. Таким образом, в романе Диккенса содержатся ценные свидетельства об изменении парадигмы воспитания детей.
Роман «Большие надежды» относится к зрелому этапу творчества писателя. Диккенс в этот период критикует пустую и часто бесчестную, но очень обеспеченную жизнь английских джентльменов и противопоставляет ее скромному существованию обычных тружеников. Также Диккенс критикует холодность и чопорность аристократов. Пип как бескорыстный, честный человек не может найти себе место в «светском обществе», он не находит счастья в деньгах. На примере Магвича писатель показывает, как бремя несправедливых порядков, бесчеловечных законов, установленных обществом и применяемых даже по отношению к детям, приводит к деградации, падению человека.