Группа «Блумсбери» — это элитарная группа английских интеллектуалов, художников, писателей, объединенных сложными дружескими, семейными, творческими отношениями.
Творчество В. Вулф
Вирджиния Вулф внесла значительный вклад в развитие модернистского романа. Ее проза, как и проза всех модернистов, предполагает внимательного, вдумчивого читателя, для которого в приоритете эстетическое воздействие текста и оригинальность формы.
Главное качество, которым выделяется В. Вулф – отсутствие в ее творчестве тотальности. Она не стремилась к написанию одной абсолютной книги. Основной жанр творчества Вулф – небольшой роман с узким кругом персонажей и событий, кажущихся незначительными, необязательными, случайными. Наследие писательницы выглядит как череда экспериментов и вариаций без жесткой общей линии.
Художественный язык произведений В. Вулф создает эффект эфемерности, текучести, неустойчивости. Писательница сумела найти свою версию «потока сознания». В прозе Вирджинии Вулф поток создается не одним сознанием, а множеством, повествование между ними перемещается свободно и быстро.
Голоса ведущих персонажей часто равноправны с уличным шумом и случайными репликами. Сюжет ее произведений складывается из моментов, при этом связь между эпизодами ассоциативная. В сюжете все события актуальны в той мере, в какой они значимы для субъективного восприятия героев.
Для В. Вулф характерной является ненавязчивая, но постоянная иронии. Стиль писательницы противостоит монументальности и серьезности. Вулф намеренно избегает идеологических высказываний. В текстах угадываются мифологические, политические, философские подтексты, но они никогда не проговариваются открыто.
При этом иронический тон произведений совершенно не означает, что в них не поднимаются важные темы. Вулф работает с самыми актуальными вопросами эпохи. В ее камерных сюжетах можно заметить след главной травмы ее поколения – опыта Первой мировой войны. Во всех текстах В. Вулф встречаются лейтмотивы культуры 20-30-х годов 20 века:
- Разлуки и утраты;
- Катастрофическое чувство;
- Общее ожесточение;
- Кризис классических ценностей и традиций;
- Раздробленный мир.
Тексты В. Вулф, особенно ее эссеистика, имеют особое значение для поздней феминистской критики. Вулф не была активисткой и милитанткой. Но писательница задавала вопросы, которые до этого не поднимались ни в традиционной литературе о «женском вопросе», ни у суфражисток. Эссе В. Вулф «Своя комната» - это одно из лучших высказываний о женском самосознании и женском письме.
В. Вулф написала всего девять романов:
- «День и ночь»;
- «По морю прочь»;
- «Миссис Дэллоуэй»;
- «Комната Джейкоба»;
- «Годы»;
- «На маяк»;
- «Волны»;
- «Орландо».
- «Между актами».
Кроме того, ее перу принадлежит повесть «Флаш», пьеса «Пресноводные», сборник статей о литературе «Обыкновенный читатель», множество эссе и рассказов.
В. Вулф была выдающимся литературным критиком. Она очень любила читать Д. Дефо, была поклонницей классической английской комедии. И это помогло ей уйти от модели большого викторианского романа.
Вулф очень любила русскую литературу. Она не раз писала о Тургеневе, Толстом, Достоевской. Но ближе всего писательнице был А.П. Чехов, с которым ее роднит неочевидность, недосказанность, отказ от морализаторства.
В модернистской литературе самое сильное впечатление на писательницу оказал Пруст.
Группа «Блумсбери»
В 1904 году сестры Ванесса и Вирджиния Стивен переехали в дом, который располагался в модном у золотой молодежи лондонском районе Блумсбери. В доме стали собираться художники, писатели, критики. Сначала это были кембриджские друзья Тоби Стивена, участники закрытого общества «Апостолы». Позже к ним присоединились другие единомышленники. К 1910 году сообщество стало превращаться в неформальное движение с общими вкусами и интересами. Так образовалась «группа Блумсбери». Но «Блумсберийцы» не собирались организовывать движение в традиционном смысле. Они не писали программ и не издавали журналов. В этом кружке в равной мере участвовали представители и творческой, и академической среды, а также случайные гости – братья, сестры, друзья, любовники.
Группа «Блумсбери» была знаменита сложными конфигурациями личных взаимоотношений участников. Они для своего времени выгляди скорее как компания молодых людей из привилегированных семей. Постоянными участниками группы, кроме сестер Стивен, были арт-критики Клайв Белл и Роджер Фрай, эссеист и издатель Леонард Вулф (муж В. Вулф), художники Дора Кэррингтон и Дункан Грант, писатель Л. Стречи, журналист Д. Маккарти, экономист Джон Мэйнард Кейнс.
В. Вулф – единственное большое литературное имя в группе «Блумсбери». Из заметных писателей эпохи в контакте с блумберийцами были К. Мэнсфилд, Э.М. Форестер, В. Сэквилл-Уэст.
В конце 20-х годов Э.М. Форестер написал, что группа «Блумсбери» - это единственное настоящее движении в истории английской цивилизации. Несмотря на легкомысленный имидж, группа вокруг общих идей сплотила представителей самых разных сфер творческой жизни.
Главными идеологами в эстетической сфере были не литераторы, а арт-критики, в частности, Р. Фрай. Он исследовал живопись постимпрессионистов, был куратором нью-йоркского музея Метрополитен, организатором выставки французских художников в Лондоне. Фрай открыл для англичан Гогена, Ван Гога, Пикассо, Матисса, Сезанна – в это время в Англии изобразительное искусство было более консервативным, чем на континенте.
Идеи Фрая были близки В. Вулф. Работы Фрая могут быть хорошим комментарием к творчеству писательницы. Арт-критик считал, что первое впечатление от произведения искусства, эстетическая реакция – это сначала реакция на форму, и лишь потом на содержание. Постмодернистская поэтика В. Вулф разделяет эту идею. тексты писательницы написаны так, чтобы читатель почувствовал ассоциативный поток еще до того, как сможет уловить сюжетную линию.
Фрай настаивал и на том, что интуитивное, первичное восприятие искусства свободно от представлений, которые навязаны каноном и образованием. Все культуры и все формы искусства достойны внимания. Фрай приложил много усилий для популяризации искусства.
Работы художников-блумсберийцев тоже были созданы как попытка найти свои ответы на эстетику постимпрессионизма. В. Вулф была одной из их любимых моделей. Ее портреты, написанные художниками-блумсберийцами, точно перекликаются с поэтикой ее романов.