Рапсоды - это профессиональные исполнители эпических, в частности, гомеровских, поэм в Древней Греции.
Долитературный период греческой литературы
Историю греческой литературы можно разделить на следующие периоды:
- Архаический период (до начала 5 в. до н. э.).
- Аттический период (5-4 вв. до н. э.).
- Эллинистический период (конец 4 в. – конец 1 в. до н. э.).
- Римский период (конец 1 в. до н. э.).
Архаический период еще называют литературой «ранней Греции». До начала 5 в. до н. э. в Древней Греции происходит разложение родового строя и переход к рабовладельческому строю.
Внутри архаического периода выделяют:
- «догомеровский» (долитературный) период;
- древнейшие литературные памятники (поэмы Гомера, творчество Гесиода);
- литература периода становления рабовладельческого государства (7 в. – начало 5 в. до н. э.).
Древнейшие памятники греческой литературы – поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эти произведения с уже установившимися приемами эпического стиля и развитым искусством повествования стали результатом длительного развития, предшествующие этапы которого никаких письменных следов не оставили. Античные учены были убеждены, что поэты были и «до Гомера», однако исторический сведений о «догомеровском» периоде не сохранилось. Об этом периоде есть лишь рассказы, носящие мифологический характер. Примером может служить сказание о фракийском певце Орфее, чье пение зачаровывало диких зверей, заставляло леса двигаться вслед за певцом и останавливало текучесть воды.
Несмотря на отсутствие прямой исторической традиции, современная наука может в общих чертах воссоздать картину греческой устной словесности долитературного периода. Для этого наука привлекает, кроме сведений, которые можно получить из греческой письменности, материал смежных научных дисциплин – археологии, языкознания, фольклористки, этнографии.
На основе полученной информации ученые описывают характер словесного творчества греческого общества доклассового периода. От греческого фольклора сохранилось мало текстов, и все они в сравнительно поздних записях. Но даже этот материал показывает, что основу греческой литературы составляют те же виды устной словесности, которые существуют в родовом обществе: сказки, мифы, песни, заклинания, загадки, пословицы и т. д.
Первобытная поэзия – это поэзия коллектива, из которого еще не выделилась личность. Поэтому ее главным содержанием являются представления и чувства не отдельной личности, а коллектива. Еще одна черта первобытного творчества заключается в том, что представления коллектива об окружающем мире, о природе, обществе воплощаются в мифологических образах. Почти все виды греческого фольклора пронизаны мифологическими сказаниями о богах и героях. В мифах отражается весь исторический опыт общества, фантастика сливается с начатками реального знания.
Мифология – это почва, на которой впоследствии вырастают искусства и науки.
Исторической базой греческих сказаний, заключающих в себе много элементов мифологизированной истории, является «микенская» эпоха. Если поэмы Гомера, отделенные от «микенской» эпохи несколькими столетиями, воспроизводят черты этой эпохи, то при отсутствии письменных источников это объясняется лишь прочностью эпической традиции, непрерывного устного творчество от «микенской» эпохи» до времени написания гомеровских поэм.
Таким образом, истоки греческого эпоса восходят к «микенской» эпохе.
С 8 века в греческой культурной и общественной жизни происходят изменения, связанные с появлением рабовладельческих полисов.
Гомеровский эпос
Как было отмечено выше, древнейшими памятниками греческой литературы являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Прямых исторических свидетельств о времени и условиях создания этих произведениях не сохранилось, и совокупность проблем, связанных с ними, составляет сложный и до сих пор не разрешенный «гомеровский вопрос».
Сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» почерпнуты автором из цикла героических сказаний о Троянской войне.
Гомеровский поэмы – классический образец эпопеи, большой эпической поэмы, созданной на основе фольклорного песенного творчества. По своей направленности искусство Гомера реалистично, однако это примитивный, стихийный реализм.
В то время, как в фольклорной песне как правило внимание сосредоточено на небольшом количестве действующих лиц, в поэмах Гомера раскрывается обширная галерея индивидуальных характеров. Несмотря на многочисленность персонажей, гомеровские характеры не повторяют друг друга. Каждый их героев «Илиады» и «Одиссеи» имеет ярко очерченный облик: Одиссей хитроумен, Аякс смел и прямодушен, Агамемнон горд и надменен, Парис легкомысленен, Ахилл осенен трагизмом своей «кратковечности», глубоко и остро чувствующий, Гектор – стойкий защитник своего города, любящий и нежный семьянин и т.д.
Гомеровский эпос показывает многочисленные образы в самых разных сочетаниях и ситуациях, достигает широкого охвата действительности. Поэмы Гомера называют «энциклопедией древности», так как в них собран богатый материал, относящийся к разнообразным сторонам греческой культуры.
В стиле гомеровских поэм сохранилось много элементов, которые восходят к полуимпровизационной, песенной стадии развития эпоса. Так, сюда относятся типические места, которые повторяются каждый раз, когда повествование доходит до определенного момента в описании пира, боя, плавания корабля и т.д.
Героический эпос, который создавался ионийцами, отражал изменения в мировоззрении, происходившие в греческом обществе.
Язык ионического эпоса ста первым общегреческим литературным языком, которое было воспринято в местностях, где население говорило на других диалектах. Основным орудием литературного выражения мыслей стал гексаметр. Языком гомеровского эпоса писал и древнейший греческий поэт Гесиод. В эпоху перемен Гесиод выступает в качестве поэта крестьянского труда, моралиста, учителя жизни, систематизатора мифологических преданий. Сохранилось две поэмы Гесиода: «Работы и дни» и «Теогония». Античные критики отмечали в произведениях поэта сухость изложения, но высоко ценили воспитательное значение этих произведений.