Рамка — это вид композиции повествовательного произведения в литературе.
Границы произведения
Рамка произведения призвана подчеркивать его особый статус как эстетической реальности, которая противопоставлена первичной реальности. Границы литературного произведения – это одно из ключевых условий создания художественной иллюзии. В некоторых случаях рамка текста выполняет функцию обнажения условности – введение в текст сведений из биографии писателя, размышлений о герое, истории создания данного произведения. автор является не только голосом, но м лицом произведения. границы текста выполняют также и функцию посредника между читателем и героем.
Компоненты рамки отделяются от текста графически. Их основная функция – установка на эстетическое восприятие текста. Компонентами рамки текста являются:
- Заголовочный комплекс. Сюда входит имя автор (псевдоним), посвящение, подзаголовок, предисловие, эпиграф. Заголовочный комплекс формирует так называемый «горизонт ожидания»;
- Авторское послесловие, авторские примечания, оглавление, обозначение места и времени создания в произведении. В драматических произведениях сюда входят еще сценические указания – так называемая словесная декорация, авторские ремарки, список действующих лиц.
Границы произведения делятся на внешние, относящиеся ко всему произведению, и внутренние – оформление начала и конца глав, частей песен. Состав компонентов границы произведения определяется жанром.
Заглавием называется смысловой код, сильная позиция текста, доминанта смысла, «полюс автора». При отсутствии заглавия его функцию выполняет первая строчка произведения. В некоторых случаях произведение получает название от редакторов, критиков. Часто автор в процессе работы над произведением меняет заглавие, это свидетельствует о творческом поиске писателя. Например, произведение Гончарова «Обрыв» сначала называлось «Вера», «Художник».
Список действующих лиц – это те, кому принадлежат реплики.
В литературном процессе функции и компоненты изменяются. Усложнение принципов художественного мышления приводит к тому, что функции приобретают эстетическую значимость, принимают участие в смыслообразовании, образность.
Два возможных элемента заглавия, имя автора и подзаголовок, выводят за рамки данного произведения. Кажется, будто название относится только к нему (например, «Тихий Дон», «Мадам Бовари»). Однако это справедливо только отчасти, так как сам тип названия, стилистка могут являться знаком национальной культуры, литературного направления, жанра, исторического времени.
Особую группу составляют названия, в которых содержатся цитаты, реминисценции, аллюзии. Например, роман В.Т. Нарежного "Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Романовича Чистякова» призывает к чтению романа "История Жиль Блаза из Сантильяны" А. Р. Лесажа. Соответственно, название тоже может свидетельствовать об интертекстуальных связях, в которые произведение втянуто.
Установившаяся многовековая традиция внешней рамки текста подчеркивает важную роль заглавия в процессе организации читательского восприятия. Заглавие выделялось графически всегда – и при рукописании, и после того, как было изобретено книгопечатание.
Заглавие пробуждает литературный опыт читателя, готовит его к встрече с основным текстом. Поэтому необходимо подобрать нужный вариант заглавия, нужные слова.
Фрагмент и цикл
Наряду с завершенным произведением существуют и другие виды художественной целостности. Например, фрагмент.
Фрагмент – это тип произведения, в котором формальная, текстуальная завершенность мнима.
Фрагмент был популярен в эпоху романтизма. Он противопоставлялся завершенной, тщательно отточенной композиции, характерной для произведений классицизма. Например, в произведениях «Герой», «Ненастный день потух», «Осень» А. С. Пушкина текст неожиданно обрывается и в конце следует многоточие. Прием умолчания активизирует восприятие читателя. Однако фрагмент как особый тип целостности отличается от фрагмента – части произведения, которое функционирует как целое (например, входящая в состав романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского «Легенда о великом инквизиторе»).
Другим типом целостности произведений является цикл, который относится в одному или разным жанрам и достаточно широко представлен в литературе последних столетий. Выделяются несколько видов циклов. В процессе анализа цикла необходимо проследить циклообразующие признаки и логику непосредственно самой композиции внутри целого. Единство цикла подчеркивается общим заглавием (например, «Записки охотника» Тургенева, «Человеческая комедия О. де Бальзака).
Точка зрения автора и героя
Отношения автора, героя и читателя организованы определенным устройством текста. Однако в то же время эти отношения нельзя свести только к тем или иным особенностям такого устройства. Например, «рамка» текста обозначает границу произведения, которая в действительности создается, по выражению М. М. Бахтина, «тотальной реакцией автора на героя», а также реакцией на героя и автора со стороны читателя. Часто способы обозначения границ произведения смешиваются в тексте с моментами так называемого художественного «завершения», а именно категория «вненаходимости» автора не учитывается.
Одним из исследователей было замечено, что для своего создателя Евгений Онегин с одной стороны является реальным человеком, не способным отличить хорея от ямба, а с другой стороны – созданием художественного воображения (как и онегинская строфа), и по этой причине данный персонаж говорит только ямбами, не смешивая их с хореями. Это яркий пример внешней и внутренней точек зрения относительно границ произведения: извне виден его текст, а для того, чтобы увидеть действительность, изображенную в произведении, в качестве реальной жизни, необходимо стать на точку зрения персонажа. Автор находится вне жизни персонажа не только в смысле пребывания его в другом времени и пространстве. У данных субъектов активность абсолютно разного рода. Автор – это эстетически деятельный субъект, результатом этой деятельности является художественное произведение. А действия героя преследуют определенные жизненные цели и имеют конкретные результаты. Таким образом, отношение, положение, позиция субъекта внутри изображенной действительности и вне его имеют принципиально различный смысл, значит, термин «точка зрения» в этих двух случаях не может быть использован в одном и том же значении.