Готический роман – это жанр художественной прозы, который возник в английской литературе во второй половине 18 века.
Готический роман
Готический роман в литературе представлен как крупными романами, так и небольшими произведениями. Для произведений этого жанра характерна атмосфера ужаса и таинственности, которая во многом обусловлена местом действия, достаточно специфическим. В качестве такого места действия, как правило, выступает средневековый готический замок (отсюда пошло и название жанра), старинный дом, монастырь и т.д.
Пространственно-временной мир готического романа обособлен от обыденной реальности, и в этом мире господствуют сверхъестественные силы. Вставные новеллы, которые основаны на приеме «найденной рукописи», играют особую роль в сюжете произведений этого жанра. Герой произведения в глубинах готического пространства находит старинный манускрипт, а зловещие события прошлого, описанные в нем, актуализируются в настоящем.
Считается, что основоположником этого жанра является Х. Уолпол. среди наиболее известных образцов готического романа выделяются следующие:
- «Батек» (У. Бекфорд)
- «Старый английский барон» (К. Рив)
- «Итальянец» (А. Радклиф)
- «Удольфские тайны» (А. Радклиф)
- «Монах» М. Г. Льюис.
В отечественной литературе некоторые черты готического романа встречаются в следующих произведениях: «Остров Борнгольм» Н. М. Карамзина, «Дон – Коррадо де Геррера, или Дух мщения и варварства гишпанцев» Н. И. Гнедича, а также в некоторых повестях А. А. Бестужева.
Поэтика готического романа свое развитие нашла в романтичной прозе (М. Шелли «Франкенштейн», Т. А. Гофман «Эликсир дьявола»). Также элементы готического романа присутствуют и в произведениях многих авторов 19 века (Р. Л. Стивенсон, Э. и Ш. Бронте, Ф. Кафка, Б. Стокер, Х. Кортасар, У. Эко, Г. Мейринк, Дж. Фаулз и др.).
Литература ужасов
В 20 веке от жанра готического романа отделилась литература ужасов. Яркими представителями этого жанра являются Стивен Кинг, Лавкрафт, Блэквуд, Блох. В 19-20 веке широкое распространение получили разные антологии и сборники. В числе первых – сборник рассказов «Дикие розы» Анны Лемойн. Такие сборники положили начало книгам формата чепбук.
Чепбук – это недорогое издание карманного формата.
К числу наиболее популярных относится 1000-страничный сериал «Вампир Варни, или Кровавое пиршество», выходивший с 1847 года. Каждая глава произведения – отдельная книга объемом в восемь страниц печатного текста. Всего было выпущено 220 таких книг.
Поклонники готической литературы ее изначальное определение несколько расширили, однако ее основные черты остались прежними. Помимо классических готических сюжетов выделяются следующие тематики:
- Темные параллельные миры;
- Вампиры;
- Ужасы;
- Паранормальные явления;
- Детская готическая проза;
- Парапсихологический роман;
- Восточная готическая традиция.
Резкий рост числа произведений литературы жанра ужасов вызвало удешевление издания книг. В 1910 году единым экземпляром был издан «Призрак оперы». Благодаря сенсационализму и желтой прессе широкое распространение получили темы преступлений серийных маньяков вроде Карла Панцрама, Джека-Потрошителя, Альберта Фиша, Фрица Хаармана. Этот тренд сохранился и в послевоенный период.
В 1959 году вышел в свет «Психоз» Роберта Блоха. А в 1981 году был издан роман «Красный дракон» Томаса Харриса. Прообразом героя этого произведения – Ганнибала Лектера – считается профессор Альфредо Балли Тревино.
Толчок к развитию этого жанра в американской литературе дали произведения Г. Ф. Лавркрафта, который стал основателем поджанра «лавркрафтовские ужасы».
В Германии особенно популярным был Ганс Гейнц Эверс, а «Голем» австрийского писателя Густава Майнринка получил всемирную известность.
Нежанровой разновидностью литературы ужасов является проза Ф. Кафки.
Наиболее популярным и значительным французским автором ужасов является Клод Сеньоль, чьи повести и рассказы имеют фольклорные корни.
Литература ужасов подразделяется на несколько поджанров. Самыми значительными поджанрами являются:
- Триллер
- Апокалиптика
- Романтические ужасы
- Черный юмор.
Жанр триллера, как и фильмы этого стиля, подразумевает резкий испуг читателя, появления «холодка» во время чтения. Триллеры могут быть мистическими (фантастическими) и психологическими. В мистическом триллере присутствуют элементы сверхъестественного, часто связанного с мифологией (например, вампирский роман, история с привидениями, истории демонической одержимости, рассказ об оборотне и т.д.). В психологическом триллере за основу произведения берутся реальные либо возможные в обыденной жизни события (например, описания появления сверхъестественных способностей в результате травмы (аварии, комы, сумасшествия), рассказы о серийных убийцах и маньяках и т.д.).
Апокалиптика – это подвид жанра ужасов, который появился в Великобритании в начале 1980-х годов. Апокалиптика характеризуется описанием последствий «конца света», в результате которого мир становится гораздо опаснее. По сценарию апокалиптика схожа с научной фантастикой. Отличие состоит в том, что в рассказах апокалиптики больше времени уделяется описанию монстров и абсолютной беззащитности людей, нежели каким-либо отдельным фантастическим элементам. Классическим примером этого жанра являются романы о зомби. Также стиль этого жанра следует различать от романа-катастрофы, где элемент ужаса упоминается гораздо реже, а все внимание акцентируется на устранении катастрофы, а не на повествовании о выживании уцелевших людей в смертельных условиях.
Романтические ужасы – это смесь двух поджанров, которые под собой подразумевают одновременно и элементы ужасов, и любовную историю. Этот жанр стал популярным с середины 2000-х годов.
Черная комедия, черный юмор является еще одной стилевой смесью, одновременно посвященной и комедии, и ужасам. Такое направление в литературе довольно редкое и в большинстве своем представлено или комиксами, или списана с существующих телепередач и фильмов (например, «Семейка Адамс»).