Фаблио – это жанр средневековой городской литературы, небольшой рассказ комического или бытового характера.
Отличия городской литературы от куртуазной
С конца 12 века начинает активно развиваться городская литература. В последующие два столетия она достигает своего расцвета. Городская литература, возникнув далеко не на пустом месте, воспринимает и переосмысливает творчески традиции рыцарской и клерикальной литературы, а также народного творчества. Писатели городского сословия усваивают антифеминизм, назидательность и некоторые жанры религиозной литературы (экзмеплум, например), и приспосабливают их для своих нужд. Из рыцарской литературы они заимствуют многие формы и жанры, например, тенсона, пастораль, но в содержательном плане эти произведения противостоят куртуазным. Это прослеживается при сравнении предмета изображения, героя, общего тона рыцарской и городской литературы.
Если идеальным героем рыцарской литературы является человек благородного происхождения, рыцарь, который совершает подвиги во имя Христа, личной славы и любви к Прекрасной Даме, то положительным героем городской литературы становится простой человек, часто представитель третьего сословия, отличающийся находчивостью и остроумием.
В куртуазной литературе предметом изображения являются чувства героя, его приключения в вымышленных странах. В городской литературе повествуется о незначительных происшествиях из реальной будничной жизни.
Общий тон куртуазной литературы отличается героичностью и возвышенностью. В городской литературе возвышенно-героический пафос отсутствует, здесь преобладают юмор и сатира, часто в сочетании с дидактикой.
Присутствующий в городской литературе комизм восходит к традициям народной смеховой культуры. Городские писатели активно используют и стилистические особенности устного народного творчества, сюжеты, бытовавшие в народной среде. Они вырабатывают свои приемы повествовательности, при этом опираясь на традиции устного народного творчества.
Основные жанры городской литературы. Фаблио
В городской литературе продолжают развиваться все средневековые жанры:
- Лирика;
- Дидактическая словесность;
- Повествовательная словесность;
- Драма.
Ввиду того, что классической страной феодализма является Франция, именно здесь и начала формироваться городская литература. В конце 12 века в городах Франции возникают объединения поэтов. Позже такие объединения появились в городах Германии. Здесь городские поэты называли себя мейстерзингерами.
Мейстерзингер – «мастер», миннезингер – «певец любви».
Создававшаяся в городской среде лирика включала в себя публицистические жанры и жанр пасторали, а также другие формы, заимствованные городской литературой из многих источников.
Пастораль – это изображение идиллической жизни на лоне природы.
Лирические произведения городской литературы остались отражением и памятником своей эпохи. Что касается повествовательной городской литературы, то она сыграла значительную роль в дальнейшем развитии литературы.
Одним из наиболее развитых жанров городской литературы является фаблио. Расцвет этого жанра приходится на 12-14 вв. Иногда фаблио называют предновеллой. Фаблио стал одним из источников новеллистики Ренессанса и повлиял на прозу Нового времени, в 15-17 века фаблио способствовал формированию плутовского романа.
Для жанра фаблио характерен повествовательный характер, стихотворная форма, небольшой объем, сатирическая или юмористическая направленность, назидательность, интерес к бытовой повседневности.
Часто имена авторов фаблио неизвестны. Наиболее яркими примерами фаблио являются:
- «О Буренке, поповской корове» Жана Боделя. Произведения Боделя отличает незлобивый юмор, сочувствие простому человеку;
- «Арденнские приключения» Готье Ле Лё. Юмор этого автора зачастую мрачен, его привлекают темные стороны человеческой жизни. В произведениях поэта особенно сильна антиклерикальная и антифеминистическая сатира;
- «Завещание осла» Рютбёфа, самого знаменитого среди авторов фаблио. В этом произведении писатель ярко демонстрирует свой сатирический взгляд на мир.
Формального совершенства фаблио достигает в творчестве Ватрике Брансель ле Кувена, Жана де Безье, Жана де Конде. Их произведения приобретают большую назидательность, часто за счет ослабления сатиры.
Средневековые писатели, создавая фаблио, ставили перед собой задачу «развлекать поучая». Юмористический эффект и развлекательность достигаются разными средствами. В центре остросюжетного повествования находится событие, которое хоть и относится к повседневности, но отличается непредсказуемостью и неожиданностью. Частым сюжетом фаблио является рассказ о супружеской измене. Любовные интриги способствуют возникновению смешных ситуаций. Нередко при их описании писатели прибегают к сниженной лексике, примитивному натурализму, непристойностям.
Часто в фаблио встречается мотив избиения, который во многих случаях носит карнавальный или ритуальный характер. Герои, подвергшись избиению, излечиваются от пороков – жадности, ревности, глупости.
Кроме непритязательных приемов создания комического – описания драк, ненормативной лексики- авторы фаблио используют более тонкие способы, такие как пародия и сатира.
В фаблио пародия носит двоякий характер. С одной стороны, здесь пародируются отдельные штампы и клише куртуазной литературы, с другой – литературный этикет. Пародия первого типа представлена в фаблио «О монахе-ризничем», второго – в фаблио «О священнике и рыцаре».
Сатира в фаблио переплетается с дидактикой. Обличение действительности не затрагивает основ феодального общества, сатирическому высмеиванию подвергаются только отдельные представители средневековых сословий, нарушающих нравственный кодекс социальной группы, и отдельные человеческие пороки.
В фаблио весьма распространен мотив женской неверности, коварства, строптивости.
Авторы фаблио, высмеивая пороки – общественные и бытовые, такие, как похотливость и скупость священников, тупость крестьян, хищничество феодалов, авторитаризм и развратность женщин, показывают слушателям, как не нужно поступать. Однако авторы не ограничивались критикой, а предлагали и положительный идеал, показывали, какие люди добиваются успеха в обществе.