Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Функция призраков в «Гамлете» и «Макбете» и ведьм в «Макбете»

Определение 1

Готический роман — это произведение с элементами мистики, сюжет которого развивается в мрачной обстановке, нагнетающей ужас на читателя.

Роль Призрака отца Гамлета в трагедии У. Шекспира

У. Шекспир занимает важное место в мировой культуре. Он впитал в себя эпоху и сумел выразить ее во всей сложности и многогранности. Шекспира волновали духовные поиски, социальная жизнь, пути развития человеческих судеб, нравы.

В английской литературе 18-19 вв. появляется готический роман, который играет связующую роль между эпохой Просвещения и периодом романтизма. Становление этого жанра обусловлено интересом авторов к Средневековой «готике». Связь между реальным и потусторонним, добром и злом – это элементы культуры Средневековья. Готический роман преследует черты неизвестного, таинственного. Его сюжет окутан тайной, которая раскрывается в финале произведения. Само повествование наполнено атмосферой тревоги и страха, зловещая атмосфера поддерживается мрачной сценой действия. Впервые в классической литературе тема ужасов и тайн прозвучала в трагедии У. Шекспира «Гамлет». Писатель вводит в сюжет произведения героя из «потустороннего» мира – Призрака отца Гамлета. «Гамлет», с одной стороны, это трагедия мести. Но Шекспир наполнил произведение богатым и глубоким идейным содержанием. Основой для создания этого произведения стала «Истрия датчан» Саксона Грамматика, средневекового датского летописца. У. Шекспир показывает мир, в котором живет Гамлет. Здесь еще жива вера в колдовство, духов и призраков. Существует предание, что роль Гамлета играл сам драматург.

Призрак – это не просто образ, который был создан для устрашения. Он позволяет драматургу коснуться глубоких проблем человеческого существования, таких как мир и вражда, зло и справедливость, преступление и наказание, жизнь и смерть. В трагедии Шекспира множество действующих лиц. Призрак отца Гамлета является одной из ключевых фигур в произведении. Перед читателем он предстает потусторонним образом, призраком, но при этом он является фигурой из воспоминаний главного героя. призрак находится «над» действующими лицами трагедии, являясь обособленным от происходящего. Но именно образ Призрака дает основу трагедии и на протяжении всего произведения сопровождает читателя.

Замечание 1

Дж. Д. Уилсон, исследователь творчества У. Шекспира, называет Призрака «революционной новацией» в истории драматургии.

Часто функция призраков в драматическом театре была второстепенной. Но Гамлет иначе относится к роли сверхъестественного. Призрак отца Гамлета формально является духом, требующим мести. Но писатель придал ему облик живого человека, который воспринимается зрителями как реальный. Призрак у Шекспира – не только метафорический прием, и что-то другое, чудесное и таинственное.

«Функция призраков в «Гамлете» и «Макбете» и ведьм в «Макбете» » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

По мнению Л.С. Выготского, Призрак является ключевым образом «Гамлета», так как он является точкой столкновения реального и потустороннего. Встречу Гамлета с Призраком он рассматривал как второе рождение Гамлета.

Сверхъестественные образы в «Макбете»

У. Шекспир – философ. Он видит границу между реальным и «страшным», поэтому в глазах читателя Призрак предстает не как «ужасное», а как отражение эпохи. Духи выступают в качестве героев и в трагедии «Макбет». Здесь призраки становятся носителями гуманистических и философских проблем.

Сверхъестественное в «Макбете» выступает в роди невинно убитых людей или ведьм, олицетворяющих страсти и хитрость Макбета. Благодаря сверхъестественным образам драматургу удалось передать философский смысл этого произведения. Эти образы являются олицетворением хитрости и справедливости, добра и зла. Макбет разрывает свои связи с человеком, его эгоцентризм приводит к утрате себя, своей личности. Герой предстает перед читателем злодеем с трагической судьбой.

Образы ведьм в сюжетном развитии трагедии Шекспира занимают особое место. Они изображены, с одной стороны, так, как их представляли современники драматурга – как женщины, которые вступили в союз с нечистой силой с целью обретения сверхъестественных способностей. Но с другой стороны, в тексте «Макбета» ведьмы неоднократно называются «вещими сестрами», «вещуньями», и это позволяет видеть в них олицетворение норн – женских божеств скандинавской мифологии, которые определяют судьбу человека при рождении.

Действие трагедии начинается с появления трех ведьм, договаривающихся о новой встрече. Ведьмы произносят фразу: «Прекрасное – гнило, а гнилое – прекрасно…».

В третьей сцене первого акта Макбет говорит: «Такого ужасного и прекрасного дня я еще никогда не видел». В сочетании ужасного и прекрасного скрывается более глубокий смысл – Макбет сам является сочетанием прекрасного и ужасного.

В этом произведении раскрывается трагедия величественного воина, который опустился до убийств из-за угла, до уничтожения женщин и детей. Для того, чтобы подчеркнуть противоречивость человеческой природы, Шекспир вводит мотив видимости и сущности. Ведьм можно рассматривать как антагонистов только в общем метафизическом смысле, как потусторонние силы, решившие доказать относительность моральных принципов в жизни человека. Объектом влияния ведьм оказывается Макбет, который их слова воспринимает как «путеводную нить». Ведьмы превращают его пассивные и сокровенные желания в осознанные, целеустремленные, действенные. Их участие в душевном переломе героя накладывает мрачную печать на его желания. Это характеризует ведьм как темную и злую силу, несущую гибель для человечности. Колебания и сомнения, испытываемые Макбетом при этом превращении, касается нравственной сферы и вызваны сопротивлением совести и долга бесчеловечным желаниям и намерениям.

В образах ведьм и их предсказаниях воплощаются мечты Макбета о короне. Ведьмы в трагедии выступают как олицетворение неизбежности и судьбы. Все двусмысленные предсказания Макбет понимает наоборот, как уверения судьбы в его несокрушимости.

В трагедии Шекспира предстает царство зла, созданное Макбетом. И после его гибели оно должно уступить место царству милосердия. Критика неоднозначно объясняет образы «роковых сестер»:

  • Просто ведьмы, так как во времена Шекспира в возможности прямых отношений человека и нечистой силы никто не сомневался. Этой точки зрения придерживался В.Г. Белинский;
  • Олицетворение страстей Макбета (А.В. Шлегель);
  • Поэтические аллегории, воплощение стихии примитивных инстинктов (А.А. Аникст);
  • Параллельная мотивация происходящего сверхъестественным (Л. Пинский).
Дата последнего обновления статьи: 01.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot