Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Французский классицизм. Ж.-Б. Мольер "Дон Жуан, или Каменный Гость"

Определение 1

Классицизм – это направление и стиль в искусстве 17-начала 19 века, которое за норму и идеальный образец взяло античное наследие.

Принципы классицизма

Творцы классицизма считали, что красота существует объективно, а значит, ее законы можно постигнуть с помощью разума. Представители классицизма видели конечную цель искусства в преобразовании человека и мира в соответствии с этими законами и воплощении идеала в реальной жизни.

Предметом искусства этого направления провозглашалось только возвышенное и прекрасное, а эстетическим и этическим идеалом считалась античность. Именно на изучении античности и искусства Возрождения строилась вся система художественного образования классицистов. Для них процесс творчества заключался в первую очередь в соблюдении правил, которые были установлении при изучении древних памятников.

Замечание 1

По мнению классицистов, сюжетами, достойными воплощения в искусстве, являются сюжеты из античной истории и мифологии.

Художественное произведение с точки зрения классицизма должно базироваться на следовании строгим канонам. В каждом явлении классицизм стремится распознать только существенные типологические черты и отбрасывает индивидуальные признаки.

Главные принципы классицизма:

  • Разум – основа всего, и прекрасно только то, что разумно;
  • Монарх – воплощение разумного, поэтому укрепление абсолютной монархии является главной задачей;
  • Главная тема произведений – конфликт чувства и долга, личных и граждански интересов;
  • Исполнение долга – высшее достоинство человека;
  • Античность – как образец;
  • Главная категория искусства – красота: уравновешенность пропорций, разумная правильность, исключение лишнего и второстепенного.

Во главе классицизма оказывается парижская Академия художеств. Именно она создала свод искусственных догматических правил и законов композиции рисунка. Также Академия установила рационалистические принципы изображения «страстей». Французские классики, изучив поэтику Аристотеля и практику античного театра, предложили правила построения произведений.

«Французский классицизм. Ж.-Б. Мольер "Дон Жуан, или Каменный Гость"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Европейская классическая комедия

Основоположником европейской классической трагедии является Ж.-Б. Мольер, французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства.

Долгое время он путешествовал с труппой по провинции, где знакомился со вкусами публики и сценической техники. В 1658 году Мольер получил разрешение играть в придворном театре в Париже.

Замечание 2

Мольер, опираясь на достижения классицизма и традиции народного театра, создал новый жанр комедии – социально-бытовую комедиию.

В ней плебейский юмор и буффонада сочетались с аристократизмом и изяществом. Писатель, преодолевая схематизм итальянской комедии масок, создал жизненно достоверные образы. Мольер высмеивал ограниченность буржуа, сословные предрассудки аристократов, ханжество дворянства и с особой непримиримость разоблачал лицемерие, которое прикрывалось показной добродетелью и набожностью. Особенно яркими произведениями Мольера являются:

  • «Мещанин во дворянстве»,
  • «Мизантроп»,
  • «Дон-Жуан»,
  • «Тартюф, или Обманщик».
Замечание 3

Художественное наследие французского комедиографа оказало большое влияние на развитие мирового театра и драматургии. Его комедии являются вершиной комедий классицизма.

«Дон-Жуан, или Каменный Гость»

Комедия «Дон-Жуан, или Каменный Гость» была написана Ж.-Б. Мольером в 1665 году. Это произведение является классической художественной обработкой испанской средневековой легенды о распутнике дон Хуане. Французский драматург в своей комедии проводит анализ образа европейского дворянина, который живет ради любовных побед и телесных удовольствий.

В интерпретации французского писателя Дон Жуан оказывается не только вместилищем общественных пороков, но и очень обаятельным человеком, обладающих некоторыми индивидуальными достоинствами. Мольер показывает Дон Жуана как страстного, честного, прямолинейного в пределах личных желаний человека. Он не верит в Бога, но чтит законы логики. Дон Жуан презирает общественную мораль, но при этом преклоняется перед женской красотой. Он готов жениться на каждой даме, покорившей его сердце. Дон Жуан предельно честен со своим слугой Сганарелем. Несмотря на то, что никогда не прислушивается к советам Сганареля, он постоянно спрашивает у него мнение о своем поведении и образе жизни. Дон Жуан не лишен дворянской чести. Герой Мольера без страха и сомнений бросается на помощь дону Карлосу. Но при этом он не церемонится с людьми, находящимися ниже по социальному статусу. Дон Жуан пользуется деньгами господина Диманша, а затем, когда тот пытается вернуть свое, выставляет его из дома. Крестьянину Пьеро Дон Жуан дает несколько пощечин, когда тот встает на защиту чести своей невесты. И это несмотря на то, что Пьеро в свое время спас Дон Жуана от смерти.

При всей неоднозначности образ главного героя на протяжении всей пьесы неуклонно стремится в Ад. Главная проблема героя комедии Мольера в том, что он до такой степени сросся со своей распутной сутью, что ему не по силам ее преодолеть даже тогда, когда он сталкивается явными знаками судьбы.

Художественная проблематика произведения состоит не только в обличении пороков и наказании зла. Мольер здесь показывает порочность всего общества, от верхов до низов. Дон Жуан распутник, донья Эльвира не может противостоять греховной страсти и предает свои обеты Богу, крестьянка Шарлотта забывает о женихе, когда появляется более выгодная партия, Сганарель потакает распутному образу жизни хозяина.

Исправляется и возвращается в лоно веры только донья Эльвира, которая согрешила по наивности и отказалась от земной любви во имя любви добродетельной. С образом героини в комедии связаны лирические, трагические мотивы. Ее монологи проникнуты чувственностью и изысканностью.

Главная заслуга Мольера заключается в том, что он воссоздал портрет порочного общества, в котором выразил наиболее характерные, общие черты.

Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot