Формы поведения персонажей – это совокупность движений, поз, мимики, жестов, произносимых слов литературных героев.
По своей сути, формы поведения динамичны, претерпевают бесконечные изменения, зависят от контекста каждой конкретной ситуации.
Кинетическое поведение персонажей
Кинетическое поведение представляет собой совокупность жестов, мимики, интонационного оформления речи литературных персонажей.
Отображение кинетического поведения литературных персонажей может быть направлено на максимально объективное представление персонажей, придание им реалистичности. Многие исследователи отмечают, что только через жест представляется возможным более точное прочтение смысла стоящих за ним обстоятельств и характеров.
Жесты выступают объектом исследования в невербальной семиотике, которая включает несколько разделов:
- окулесика занимается исследованием движений глаз;
- ольфакция изучает язык запахов;
- паралингвистика анализирует звуковые коды невербального коммуникативного взаимодействия;
- кинесика исследует жесты и жестовые движения.
Психологами установлено, что от 60% до 80% коммуникации осуществляется именно посредством невербальных знаков и символов, соответственно, невербальная коммуникация представляет собой основную, центральную часть общения. Без отображения невербального поведения создание литературного персонажа представляется невозможным. Жесты, выступая проявлениями мыслей, настроений говорящего, усиливают впечатление от высказываемых идей, сообщения в целом.
Кинетическое поведение литературных персонажей может быть представлено свободными движениями и позами, жестовыми единицами. В наиболее общем виде можно выделить три основных класса жестов:
- Эмблемы – это кинемы, которые имеют самостоятельное значение и способны передавать смыслы вне зависимости от вербального сообщения, отдельно от него. Эмблемы могут быть коммуникативными (несущими информацию коммуниканту) или симптоматическими (выражать эмоциональные состояния жестикулирующего);
- Иллюстраторы – жесты, которые позволяют выделять тот или иной фрагмент коммуникации;
- Регуляторы – жесты, которые управляют развитием коммуникативного процесса (жесты, направленные на инициацию, контроль протекания или завершение коммуникативного процесса).
Жестикуляция литературных персонажей может характеризоваться крайней вариативностью. В частности, в качестве коммуникативных кинем можно привести следующий пример:
«Он ласково поманил к себе шпица и, когда тот подошел, погрозил ему пальцем.»
В то же время чаще изображение кинетического поведения осуществляется в сочетании с коммуникативным. Авторы неоднократно подчеркивают важность тщательного описания невербального поведения, жестов.
Особенности изображения кинетического поведения в русской литературе на протяжении исторического развития
Следует отметить, что особенности изображения кинетического поведения литературных персонажей в русской литературе претерпели существенные изменения на протяжении исторического развития. Если для литературы XIX в. изображение жестов являлось, скорее, дополнительным средством выразительности. Жесты использовались для изображения эмоционального состояния. В прошлом столетии роль жеста в произведении кардинально изменилась, он становился самостоятельным средством выразительности, характеристики персонажа.
Во многом изменения роли жеста в национальной литературе были обусловлены онтологическими социокультурными изменения самой действительности. В XIX в. главным признаком аристократии, хорошего воспитания являлись сдержанная походка и прямая спина, сдержанность в выражении чувств. Оживленная жестикуляция ассоциировалась с поведением представителей низших сословий. Соответственно, любые нарушения принятого этикета выражали эмоциональные состояния, волнение, часто рассматривались как нарушение светского этикета. В прошлом же столетии человек стал более свободен в процессе самовыражения, что нашло свое отображение в литературе. Сам жест превратился в семантически многозначный и полифункциональный инструмент коммуникации.
В то же время изображение жестов в литературе XIX столетия могло подчиняться идейному замыслу автора. В частности, произведения, посвященные отображению трагических страниц русской истории (войнам, восстаниям и т. д.), изобиловали многочисленными изображениями различных форм невербального поведения. В данном случае изображение жеста часто было направлено на отображение того, как этикет, все наносное, тонкий слой цивилизации слетает с человека в период сильных потрясений, как этикет заменяется формами поведения, которые уходят в природу, в глубины подсознательного. Изображение жестов позволяет отобразить нутро человека, показать истинную сущность любящей или ненавидящей, острожной или безрассудной личности.
Смех как кинетическое поведение
Огромное внимание уделяют писатели смеху как одной из важнейших невербальных форм поведения личности. Смех в литературном произведении может представлять собой эмоциональную реакцию личности на те или иные события, отражать радостное настроение литературных персонажей, например:
«Никитин и Манюся молча бегали по аллеям, смеялись, задавали изредка друг другу отрывистые вопросы, на которые не отвечали, а над садом светил полумесяц и на земле из темной травы, слабо освещенной этим полумесяцем, тянулись сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви.»
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что формы поведения литературных персонажей характеризуются высокой вариативностью. В наиболее общем виде, вся совокупность форм поведения в литературном произведении может быть представлена вербальными и кинетическими стратегиями. В результате отражения вербального и невербального поведения формируется индивидуальность, уникальность литературного персонажа, его самость.