Симулякр — это изображение, копия того, чего не существует на самом деле.
Современная научная фантастика
Фантастика в современной литературе на сегодняшний день существует в виде фэнтези и научной фантастики.
Научная фантастика – это жанр в литературе и кино, где события происходят в мире, который отличается от реальности, исторической или современной, хотя бы в одном значимом отношении.
Это отличие может быть физическим, технологическим, социологическим, историческим и т.д. Если же отличие связано с магией, речь идет о жанре фэнтези.
Использование в литературе фантастических приемов встречается еще в античности, однако настоящее рождение жанра научной фантастики произошло в 19 веке в рамках романтизма. Представители этого направления в своем творчестве часто выбирали путь бегства от действительности. Так появились произведения, в которых персонажи с помощью научных открытий и изобретений оказываются в другом времени, в необычных мирах, на других планетах. Классиком научной фантастики считается Эдгара По.
В 19 веке определилась и роль фантастики в культуре – осмысление места техники и науки в жизни человека и общества. Об этом в своих произведениях писали Жюль Верн и Герберт Уэллс. В произведениях Ж. Верна отражалась вера в научно-технический прогресс, а Г. Уэллс в его развитии видел негативные последствия. В их произведениях сформировался основной круг тем, которые используются и современными писателями:
- Космические путешествия;
- Путешествия во времени;
- Контакт с иным разумом;
- Параллельные миры;
- Альтернативная история, криптоистория;
- Войны будущего;
- Эволюция и мутация человека,
- Последствия научных открытий и изобретений;
- Искусственный интеллект и роботы;
- Общество будущего (утопия и антиутопия);
- Гибель цивилизации в результате катаклизма.
Криптоистория – это жанр фантастики, который основывается на допущении, что реальная история человеческой цивилизации отличалась от известной нам, но была скрыта, забыта либо сфальсифицирована и т.д. Криптоистория близка к альтернативной истории.
Настоящий бум жанр фантастики пережил в 20 в. В конце 20 века научная фантастика уступила первенство жанру фэнтези. Но сейчас космическая фантастика переживает небывалый подъем. Среди произведений научной фантастики, созданных в 21 веке, особенно выделяется роман И. М. Бэнкса «Алгебраист», который вышел в 2004 году.
В мире «Алгебраиста» разумные существа делятся на два вида: медленные и быстрые. Быстрые – это существа, история которых исчисляется десятками тысяч лет, например, люди. Медленные – это расы, существующие миллионы, даже миллиарды лет. Одна из медленных рас – насельники – и стала центром романа. У этого общества нет армии, правительства, денег. Они не чувствуют боли, могут по собственному желанию менять пол. Насельники специфически относятся к своим детям. Они либо тысячелетиями остаются прислугой у взрослых, или становятся объектом охоты для них.
«Алгебраист» интересен авторскими размышлениями о времени.
В философском романе Питера Уоттса «Ложная слепота» поднимается множество актуальных проблем. Действие романа происходит в конце 21 века. Человечество давно забыло об экономических проблемах, активно осваивает космос и вплотную подошло к переносу сознания в программную среду. Человечество открыло, что оно не одиноко во Вселенной.
Питера Уоттса называют «надеждой и опорой» современной научной фантастики. Писатель любит беседовать с читателем о важных вещах: сознании, разуме, личности, о работе мозга и его «сюрпризах», о достоинствах и недостатках виртуальности, о встрече с чужими. Но все же главной темой его произведений остается человек и человечность. Свои размышления писатель облекает в форму классической научной фантастики. Уоттс обстоятельно и ответственно подходит к картине придуманного будущего.
Современное фэнтези
Фэнтези – это фантастический жанр, использующий в повествовании фольклорные, мифологические и сказочные мотивы.
В связи с тем, что формирование фэнтези происходило под влиянием британских авторов, миры фэнтези близки эстетически рыцарскому Средневековью, но населены вымышленными существами и персонажами, обладающими сверхъестественными способностями. В настоящее время существует множество фэнтези-романов, основанных на славянской, скандинавской и других мифологиях.
Для современной литературы характерна смесь жанров, классическое или героическое фэнтези в чистом виде практически не встречаются. Современные произведения этого жанра сочетают в себе черты исторической, политической, юмористической фэнтези.
Еще одной особенностью современного фэнтези является ориентация на рынок. Большая часть писателей ориентируется не на стремление создать «самое оригинальное и лучшее» произведении, на рыночный спрос.
Первые произведения современного фэнтези появились в начале 20 века (Роберт Э. Говард «Конан», Э. Дансени «Дочь короля эльфов», К.С. Льюис «Хроники Нарнии»). Широкую популярность жанру принес «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкиена.
Ж. Бордийяр определяет современность как время сплошной симуляции, где реальность уступает место виртуальной псевдовещи, иллюзии. Но симуляция уже не является процессом подделки подлинника. Суть современной симуляции – композиция элементов, которая управляется кодом отличий. На сегодняшний день наблюдается целый спектр фэнтези-симулякров в различных культурных сферах, который характеризуется синхронным появлением и схожими стилевыми особенностями. Например, популярность «Властелина колец» привела к созданию одноименной кинотрилогии.
Новой надеждой современного фэнтези по праву считается Б. Сандерсон. Его книги выпускаются миллионными тиражами. Популярность писателю принес роман «Город Богов». Произведения Сандерсона – это классическое фэнтези с элементами постапокалипсиса и антиутопии в сочетании с темными и героическими оттенками. Роман «Пепел и сталь» отличается динамичным, напряженным сюжетом.
Мировую популярность Джонатану Страуду принесла его фэнтези-эпопея «Трилогия Бартемиуса». В 2015 году вышел первый роман цикла «Агентство Локвуд и компания» «Кричащая лестница». Книги Страуда – это яркая история, детально проработанный мир призраков и запоминающиеся персонажи.
Другие популярные произведения жанра фэнтези:
- Роберт М. Вегнер «Сказания Меехганского пограничья. Север — Юг»;
- Питер В. Бретт «Меченый»;
- Энтони Райан «Песнь крови»;
- Джо Аберкромби «Кровь и железо»;
- Алексей Пехов «Летос».