Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эстетизм в письмах и журнальных статьях Оскара Уайльда

Определение 1

Эстетизм — это идеология, в основе которой лежит идея о преобладании эстетических ценностей над этическими ценностями, утилитарными потребностями, прагматическими обстоятельствами, религиозными, политическими, моральными установлениями, социально-экономическими факторами.

Эстетические принципы О. Уайльда

О. Уайльд по праву считается первым эстетом Европы. На идеологическую составляющую характера писателя и его взгляды повлияли Э.А. По, Ш. Бодлер, Т. Готье. Уайльда в молодости привлекали учения Д. Рескина, который культивировал индивидуализм, выделявший Я, в противовес утилитаризму и викторианству.

Дж. Рескин в своей эстетике объединяет идеи античности и средневековья, романтизма и просветительства, находя в них истоки народности и истинности. Рескина волновали следующие проблемы:

  • Проблема нравственного воздействия искусства;
  • Проблема идеала;
  • Поэтизация творческого процесса.

Он размышляет над истинной природой искусства и выделяет понятие художественной правды, которая отличается от подражания и обладает осмыслением и некоторой степенью субъективности. Произведения, в связи с этим, могут быть идеальными и неидеальными. Такие произведения отражают объективную реальность, которая обработана воображением автора и является выражением его духа.

О. Уайльд, в отличие от Рескина, проводит границы между искусством и наукой, искусством и жизнью. Рескин признает натуральное искусство, которое подлинно изображает правду, отрицает интеллектуальный подход к красоте и искусству, считая, что эти составляющую имеют божественную природу. Эстетика Рескина тесно связана с этикой, а красота – с непорочностью и правдой. И в этом взгляды Уайльда расходятся с взглядами Рескина. О. Уайльд придерживается принципа независимости красоты от морали, считает природу и жизнь отображением искусства.

«Эстетизм в письмах и журнальных статьях Оскара Уайльда» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В 1882 году О. Уайльд в своей лекции «Возрождение английского искусства» сформулировал главные положения эстетической программы английского декаданса. Здесь же была разработана впервые теория чистого искусства, которая стала жизненным принципом эстетистов. Мысль эстета – это постоянный поиск, хаотичное движение, столкновение того, что в голове и в сердце. Мысли расплывчаты, подвержены нарушению эмоций, динамики цвета, ритма. Именно в мысли возникает принцип «сцепления», моделирования, конструирования отношений и связей. Уайльд считает, что искусство направлено само на себя, оно не имеет каких-либо определенных целей. Писатель воспринимает искусство как своего рода откровение. Уайльд противопоставляет кризису декаданса ницшеанскую личность и необузданное наслаждение жизнью.

Замечание 1

Когда художник создает произведение, он должен быть уверен в том, что создает что-то отличное от других, что- то прекрасное. Искусство не может быть сухим и поверхностным, оно должно быть безудержным, идеальным, доставлять наслаждение.

Уайльд развивает эстетическую теорию в более поздних трактатах:

  • «Перо, полотно и отрава»;
  • «Упадок лжи: протест»;
  • «Критик как художник».

В этих трактатах он определяет границу между жизнью и искусством, природой и искусством. Писатель обвиняет искусство декаданса в отсутствии свободного мышления и фантазии. Уайльд относит себя к обществу Усталых Гедонистов, которые носят в петлице увядшую розу как символ красоты, обреченной на неминуемую гибель. Они не интересуются повседневностью, извечными темами, предоставляемыми жизнью, наскучившими и пресными. Уайльд считает, что критика должна быть направлена на раскрытие мира с неизведанной стороны, на постижение творчества как синтеза. А произведение должен восприниматься как органический сплав, способный действовать в единстве.

Но гедонизм Уайльда отличается от традиционного гедонистического мировоззрения. Писатель вносит элемент субъективизма, культивирует личность, обладающую полной свободой, и тем самым открывает путь аморализму. У О. Уайльда на первом плане оказывается чувственно-прекрасное, и это в определенной степени не отрицает нигилизм ввиду того, что нет никаких моральных приоритетов и ценностей, кроме чувственных. Искусство рассматривается как что-то сугубо рафинированное, и это приводит к абсурду. Против вульгарной и упрощенной трактовки должен быть применен субъективный подход, который превалирует над объективным, дает своду каждому, исходя из мироощущения личности. Именно по этой причине Уайльд вводит понятие иллюзии и творческой фантазии.

«Происхождение исторической критики»

О. Уайльд в своих работах показал, что искусство превалирует над жизнью, но при этом искусство должно держать перед ней ответ. Это парадоксально точке зрения писателя. Статья «Происхождение исторической критики» не была опубликована при жизни писателя, но сейчас эта работа считается одним и самых серьезных его трудов. Объем этой работы превышает другие тексты, написанные в этом же жанре рассуждений. В статье Уайльд четко расписывает и обосновывает связь мифологических верований с исторической критикой. А критико-творческий дух трансформируется в науку исторической критики, являющуюся отдельным направлением философии и методологии. Писатель особое внимание уделяет «духу критики», тем самым осуществляя синтез творчества и критики. В этом он видит художественный элемент научного создания и одновременно соединят творчество и научную методологию. По мнению писателя, «дух исторической критики» должен иметь не догматичный и рациональный характер, одновременно совмещать логическое мышление и воображение, соединять законы, составляющие основу жизни и опираться на психологически вероятное, правдоподобное, типичное.

Замечание 2

Для О. Уайльд творчество и творческая способность являются атрибутами сознания.

Парадоксальность Уайльда – это зеркальное отображение культурно-исторических противоречий его эпохи. Моральные и идеологические преставления той эпохи, общественная ситуация, литература викторианской эпохи обусловили его парадоксальность. Именно в контексте истории концепция Уайльда прорисовывается наиболее четко.

Дата последнего обновления статьи: 20.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot