Поэтика – это наука о системе средств выразительности в литературном произведении.
Особенности стиля Э. Хемингуэя
Э. Хемингуэй, как и все великие писатели, обладает своим уникальным стилем. Одна из ключевых особенностей художественного стиля Э. Хемингуэя – краткость и лаконичность, ясность и понятность выражения. Он утверждает, что обязательная черта хорошего писателя – ясность.
Ярким примером краткости и лаконичности стиля писателя является его знаменитый пронзительный рассказ, состоящий всего из шести слов: «For sale, baby shoes, never worn» - «Продаются детские ботиночки. Неношеные».
Многие писатели пытаются повторить опыт Хемингуэя, заключить в несколько слов целую историю, способную удивить, ошарашить, тронуть читателя.
В самом начале творческого пути Э. Хемингуэй создал прием, который назвал «принципом айсберга». Согласно этому принципу, писатель может опустить многое из того, что знает, но читатель все равно почувствует опущенное так же сильно, как если бы писатель об этом сказал.
В произведениях Э. Хемингуэя изначально заложена строгость и лаконичность, а не экспрессивность в выражении эмоций. Но это не означает, что его художественные произведения бедны и лишены экспрессивности, а дискурс между автором и читателем не обладает эмоциональностью и яркостью.
Такая мнимая безыскусственность, бесстрастие писателя – это лишь литературный прием. Хемингуэй старается писать непредвзято, максимально конкретно о том, что он действительно чувствует. Он старается писать так, чтобы последовательность поступков, фактов, суть явлений, вызывающий определенные эмоции и чувства, для читателя оставались действенными и через годы.
На формирование мировоззрения и творческого метода Э. Хемингуэя оказали влияние «поток сознания» Джойса, а также упражнения в композиции слов, которым занималась Стайн. Однако при этом Хемингуэю были чужды иррационализм и умозрительные настроения мэтров модернизма.
По мнению писателя, если авто вкладывает в уста персонажей свои собственные «умствования», это не литература. Хемингуэй стремится передать переживания, настроения героя, его внутреннее состояние, используя внутренний монолог. Он стремится показать душевный мир героя путем тонкого и точного описания его действий, раскрывая внешние проявления его внутреннего мира. Именно поэтому Хемингуэй отказывается от рассуждений о внутреннем состоянии героев своих произведений.
Цепь коротких фраз, не связанных между собой, выполняет главную задачу – показать распадающиеся связи разобщенного, сдвинувшегося с места мира так, как он воспринимается смятенным сознанием, а не так, как организуется холодным рассудком, укладывается в традиционные формы.
Способ выражения автора показывает бессмысленность и пустоту существования героев и трагическую значительность жизни одновременно. Благодаря сжатым, емким, четким описаниям явлений, внешних действий, событий автор подчеркивает беспомощность и обреченность людей.
Таким образом, особенностями художественного стиля Э. Хемингуэя являются:
- Сжатость, лаконичность повествования;
- Нетерпимость к высокопарной риторике, сентиментальности;
- Введение неоднократно повторяющегося мотива;
- Естественный диалог;
- «Второй план» изображаемого;
- Лирический подтекст.
Особенности романа «Прощай, оружие!»
Роман «Прощай, оружие» был написан Э. Хемингуэем по воспоминаниям о первой мировой войне. Писатель признавался, что он был очень счастлив, сочиняя это произведение, и перечитывал все с самого начала каждый день. На первый взгляд, произведение совершенно неэмоциональное и очень трагическое. И. Кашкин, исследователь творчества Э. Хемингуэя, пишет, что этот роман в своей основе, возможно, самое сильное, лиричное и социально значимое произведение Хемингуэя.
Произведение было опубликовано в 1929 году. в это же время вышли два великих романа о «потерянном поколении» людей, травмированных душевно ужасами первой мировой войны: «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка и «Смерть героя» Р. Олдингтона.
Э. Хемингуэй в романе «Прощай, оружие!» вскрывает истоки духовной трагедии, ранее обрисованной им в «Фиесте». В романе «Прощай, оружие!» сильнее, чем прежде, проявляются лирические начала прозы писателя. Это произведение – рассказ о судьбах поколение и одновременно рассказ автора о себе.
Основу романа составляют воспоминания самого Хемингуэя о фронте. Писатель служил водителем санитарного фургона в итальянской армии. Это произведение одновременно является и талантливым военным романом, и сильным антимилитаристским произведением и философским моралите.
Роман «Прощай, оружие!» стал кульминацией стиля Хемингуэя, основанного на недоверии к громкой риторике попытке добиться точного, конкретно-осязаемого выражения сложнейших психологических переживаний.
В этом произведении мастерство и фактографичность текста подчиняются большим социальным обобщениям, что делает его глубоко реалистичным. Хемингуэй в этом романе обнаруживает мастерство реалистической символики.
Писатель не читает нотаций, не рассуждает о вечной несправедливости, о безжалостности жизни. Хемингуэй использует ключевые фразы, в которых сконцентрирован подтекст (например, «надо, чтобы было чего нельзя потерять», «мир ломает каждого»).
Писатель сознательно лишает героев предшествующей биографии. Подлинная жизнь персонажей начинается на войне. И в этом заключается определенный смысл. Невольно возникает вопрос, как сложилась бы жизнь миллионов людей, оказавшихся в этой мясорубке первой мировой войны?
Хемингуэй не приукрашивает героя, показывая его достаточно циничным человеком, лишенным каких-либо социальных или политических идей.
Дезертирство лейтенанта Генри имеет символический подтекст – это одна из форм проявления антисоциального поведения, которое присуще «потерянному поколению», когда герой противопоставляет свой личный выбор общественной морали. Хемингуэй не видит в войне ничего священного.