Социальная панорама романа У. Теккерея
В романе «Ярмарка тщеславия» У. Теккерей достигает вершины своей непревзойденной силы обличения и реалистического мастерства. Все критические наблюдения за современным ему обществом объединяются им в широкой панораме романа-хроники. События романа занимают промежуток времени с начала 1813 до начала 1830 гг.
В романе две сюжетные линии, которые то развиваются самостоятельно, то сплетаются вместе:
- судьба беззащитной и добродетельной Эмилии;
- жизнь энергичной хищницы Ребекки.
Читатель, наблюдая за судьбами героинь, знакомится с «респектабельной» Англией. На страницах произведения проходит вереница персонажей – светских денди, скромных рантье, дворян-помещиков, офицеров, дельцов из Сити, влиятельных сановников, пасторов, владельцев школ-пансионов, приживалок.
Двухплановая композиция произведения заостряет социально-критическую направленность произведения. Писатель, заставив одну из героинь жить в буржуазном кругу, а другую – бороться за место в аристократическом обществе, постоянно сопоставляет эти два слоя правящей верхушки общества и раскрывает общность их моральной природы.
В социальной панораме романа «Ярмарка тщеславия» отражается лишь верхушка современного писателю общества, так как в галерее социальных типов, созданных Теккереем, нет представителей народа, простых тружеников. Однако правящая верхушка в сатирическом изображении Теккерея предстает именно такой, какой ее видел народ. Неспроста в прологе «Перед занавесом» писатель сравнивает действие романа с представлением ярмарочного балагана, зрителями которого всегда были простые англичане.
Смысл названия романа
Название «Ярмарка тщеславия» Теккерей заимствовал из религиозно-нравоучительной работы Д. Беньяна «Путь паломника». Беньян был странствующим пуританским проповедником, родом из бедных ремесленников. В его книге религиозно-дидактическая тенденция сочеталась с выражением народных социальных воззрений.
Эпизод, в котором повествуется о злоключениях паломников на ярмарке тщеславия, проникнут особенно страстным пафосом обличения стяжания и алчности. Эта аллегория изображает буржуазное общество, формирующееся на глазах у писателя, как бесчеловечный, жестокий, преступный мир, в котором все продажно и корыстно.
«Путь паломника» был хорошо известен каждому англичанину, поэтому название романа У. Теккерея сразу указывало на связь замысла произведения с аллегорией Беньяна.
Отраженные У. Теккереем нравы буржуазно-дворянского обществ соответствуют обличительной характеристике Беньяна. Читатель видит помолвки, свадьбы, рождения и смерти, банкротства и деловые успехи, хлопоты о титулах, карьере и наследствах, отношения между родителями и детьми, великосветские балы и встречи в семейном кругу, любовь и ревность – обычные житейские дела «приличного общества». И сила обличения У. Теккерея заключается именно в том, что этот обычный и хорошо всем знакомый мир раскрывается в своей страшной, отталкивающей сущности, в его своекорыстии и эгоизме, жестокости и пренебрежения к бедности, раболепии перед богатством.
Типичные качества английских буржуа в романе «Ярмарка тщеславия»
Эмилия Седли добродетельна и практически безупречна. Но автор иронически показывает, что эта добродетель ограниченна и ничтожна, так как служит формой проявления себялюбия, узости кругозора, замкнутости героини. Мир для Эмилии кончается за пределами ее спальни и гостиной. Чувства героини полностью сосредоточены на ее муже Джордже Осборне-старшем и сыне – Джордже Осборне-младшем. В них – весь ее мир. Судьба улыбается простодушной милой Эмилии, пока ее отец богат. Ее ждет безоблачное счастье, верность и преданность друзей и родных, брак с любимым человеком. Но как только отец Джорджа Осборна поднимется на более высокий уровень влияния и богатства, Эмилия в его глазах оказывается уже «неподходящей партией». Разоренные Седли и овдовевшая Эмилия для «приличного общества» перестают существовать. Возвращение Эмили в «приличное общество» происходит благодаря неожиданному наследству скончавшегося свекра.
У. Теккерей показывает, как снобизм определяет поведение представителей буржуазного общества с самого детства и до смерти. сыновья банкиров и коммерсантов уже в школе третируют и дразнят Доббина лишь за то, что он сын лавочника. Осборн после смерти его ровесника Седли испытывает только самодовольное чувство собственного превосходства.
Среди всех образов снобов в «Ярмарке тщеславия» самыми типичными являются отец и сын Осборны. Старик Осборн, получив власть и деньги, становится самодуром и жестоким деспотом по отношению ко всем, кто зависит от него. В его привязанности к сыну преобладает скорее тщеславная гордость «удачным» сыном, который пробирается в высокие сферы. Старик Осборн поощряет мотовство сына, будучи убежденным, что возможность разбрасываться деньгами приближает Джорджа к заветным аристократическим кругам. И отрекается от сына тогда, когда тот отказывается жениться по воле отца на богатой невесте. Затем он оставляет в полной нищете вдову своего сына. Взяв впоследствии на себя заботу о внуке, старик учит его презирать бедность и кичиться богатством.
Образ Джорджа Осборна – воплощение типичных для английского буржуа великосветских претензий со слепым раболепием перед титулами. Джорджа – тщеславный франт. Он заискивает перед знатными однополчанами, терпит их обидную снисходительность. Джордж расстраивает брак Джоза Седли с бедной сиротой Ребеккой: "гувернантка -дело...хорошее, но я бы предпочёл, чтобы моя невестка была настоящая леди». Когда же Ребекка становится женой баронета Родона Кроули, светской дамой, Джордж всячески ищет ее внимания. Его эгоизм не знает границ. Женившись на Эмилии, не испытывая к ней чувств, Джордж убежден, что осчастливил ее и не находит нужным проявлять к жене хоть какое-то внимание.
Осборны – не исключение в своей среде. Писатель в них лишь несколько утрировано выражает типичные качества английских буржуа.