Сюжетные элементы ‒ это система событий и взаимоотношений между действующими лицами произведения, развивающаяся в пространстве и времени.
Экспозиция: понятие, виды, способы выражения
Развитие конфликта происходит по мере движения сюжета.
Сюжетные элементы – это стадии развития конфликта.
К сюжетным элементам относятся:
- экспозиция;
- завязка;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка.
Экспозицией называется часть произведения, предшествующая завязке (чаще всего, это начальная часть). Экспозиция знакомит читателя с героями, обстоятельствами, временем и местом действия. Конфликт в экспозиции еще отсутствует. Главная задача экспозиции – погружение читателя в среду, в которой будут происходить ключевые события произведения.
Как отмечалось выше, экспозиция, как правило, находится перед завязкой. Но она может встречаться на протяжении всего повествования, подкидывая читателю новые факты о персонажах и о мире, в котором они существуют.
Существуют три вида экспозиции:
- прямая;
- запаздывающая;
- обратная.
Прямая экспозиция сообщает всю необходимую информация еще до завязки ключевого конфликта, выступая в роли пролога. Например, в рассказе А. Толстого «Семья вурдалака» произведение начинается с мотива, пробудившего маркиза Д'Юрфе покинуть родину. Маркиз рассказывает светскому обществу историю своей молодости. Из экспозиции становится известно, что маркиз – дипломат, знаком с герцогиней де Грамон, влюбчив. В дальнейшем эти три фактора повлияют на поступки героя в повествовании.
В некоторых произведениях автор не сразу раскрывает подробности о выдуманном им мире. В таком случае речь идет о запаздывающей экспозиции. Такая экспозиция уместна тогда, когда автору хочется сохранить интригу, либо, когда сведений настолько много, что возникает необходимость сообщать их порционно.
Запаздывающая экспозиция часто применяется в жанре фэнтези, где автор постепенно знакомит читателя с мифологией мира произведения. Например, такой прием часто используется тандемом А. Пехова, Е. Бычковой и Н. Турчаниновой. Чтобы не перегружать читателя сразу всеми фактами, авторы детализируют мир постепенно, и часто делают это через диалоги героев.
Обратная экспозиция раскрывает детали происходящего в конце повествования. Чаще всего к такому типу экспозиции обращаются авторы детективного жанра. Ярким примером обратной экспозиции является эпилог рассказа «Убийство Роджера Экройда» А. Кристи. Пуаро выяснил, кто является убийцей. Перед читателем классический монолог об умозаключениях сыщика, затем размышления преступника о содеянном.
Благодаря обратной экспозиции читатель получает больше информации о мотивах одного из главных героев произведения.
Есть несколько способов органичного включения экспозиции в текст: повествование, диалоги, мысли и эмоции персонажей, окружающая действительность.
Экспозиция через повествование зависит от того, от чьего лица ведется повествование. Повествование от первого лица позволяет лучше выразить эмоции героя, от третьего – позволяет читателю знать о происходящем больше, чем персонаж.
Если требуется что-то объяснить, авторы используют диалоги. Создается напряжение в словесном противостоянии персонажей. Такая экспозиция может выглядеть неброской, но свою задачу выполняет.
Еще один способ передачи экспозиции – мысли, чувства персонажей, их опыт. Воспоминания героев тоже помогут объяснить происходящие события.
Чтобы лучше описать атмосферу произведения, авторы используют детали реальности, в которой герои обитают.
Развитие конфликта: перипетия, кульминация, развязка
Момент возникновения или обнаружения конфликта называется завязкой. За ней следует развитие действия.
Развитие действия – это ряд эпизодов, в которых персонажи стараются разрешить конфликт, но он приобретает все большую напряженность и остроту.
При построении сюжета автору важно так нагнетать перипетии, чтобы не допустить преждевременно разрешения конфликта.
Перипетия – это неожиданная, резкая перемена в развитии действия и в судьбе персонажа.
Впервые термин «перипетия» был применен Аристотелем к трагедии и соотносился с переходом от счастья к несчастью и наоборот. По Аристотелю, перипетия - это «перемена делаемого к противоположному». Например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» вестник, намереваясь успокоить Эдипа, раскрывает ему тайну его происхождения, которая подводит царя к страшному прозрению.
Перипетия – это следствие случая, вторгающегося в действия, и относится к категории возможного. Перипетия является структурообразующим компонентом традиционных эпических и драматических сюжетов, особенно с остро выраженной интригой.
При помощи насыщенного поворотными событиями действия жизнь осознается как резкая и прихотливая смена стечений обстоятельств, люди же предстают подвластными судьбе, исполненной неожиданностей. Перипетии особенно ярко представлены в авантюрных сюжетах.
В литературе 19-20 столетий, характеризующейся интересом к устойчивым конфликтным положениям и использующей внутреннее действие, перипетии утрачивают значение, однако не исчезают насовсем.
Наконец конфликт достигает стадии, когда противоречия не могут больше существовать в прежнем виде, требуют скорейшего разрешения. Так конфликт достигает точки максимального развития. По замыслу автора, на эту же точку как правило приходится и момент наивысшего напряжения читательского интереса и внимания. Такой момент называется кульминацией. В непосредственной близости к кульминации (в некоторых случаях, уже в следующем эпизоде или даже фразе) следует развязка.
Развязка – это стадия развития конфликта, когда он исчерпывает себя. Развязка может разрешать конфликт или наглядно демонстрировать его неразрешимость.
Часто в произведении не одна сюжетная линия, а несколько. И каждая сюжетная линия имеет свой набор сюжетных элементов. В произведении может быть не одна кульминация, а несколько. После каждой кульминации создается видимость ослабления конфликта, действие идет на спад, но затем снова начинает восходящее движение к следующей кульминации. В таком случае кульминация – это мнимое разрешение конфликта, новые события тут же приводят к дальнейшему развитию сюжета.