Байронизм — это романтическое течение в европейской литературе начала 19 века, возникшее под влиянием Дж. Байрона. Характерными чертами байронизма являются разочарование в мире и обществе, настроения «мировой скорби», культ сверхчеловека, тема разлада между поэтом и окружающей действительностью.
Общая характеристика творчества Дж. Г. Байрона
Творчество Байрона условно можно разделить на три периода:
- 1807-1809 гг.;
- 1809-1816 гг.;
- 1816-1824 гг. – итальянский период.
Первый период творчества Дж. Байрона – это время создания сатиры «Английские барды и шотландские обозреватели» и сборника «Часы досуга». В этот период Байрон готовится к деятельности в Палате лордов. В стихах сборника заметны черты несколько небрежного отношения к поэтическому творчеству. Сборник «Часы досуга» был резко раскритикован читателями и критиками. Но Байрон отличался смелостью, умом, способностью постоять за себя, не признавая авторитетов. И это нашло проявление в его сатире. В первый период творчества стали намечаться основные темы поэзии Байрона. Такими темами являются:
- Противостояние обществу;
- Любовь как основа жизни;
- Утрата истинных друзей;
- Трагическое одиночество;
- Желание уйти из жизни.
Эти темы в дальнейшем возникают в поэзии Байрона на разных этапах его жизни.
Для поэта единственным непререкаемым авторитетом всегда был Поуп. В нем поэт видел соединение высокой нравственности и умение изображать накал страстей. Байрон считал Поупа необыкновенно сильным в героико-комическом жанре.
Второй период творчества Байрона включает в себя заграничное путешествие поэта, которое было практически обязательным для молодых аристократов, а также жизнь в Англии. Во время своего путешествия Байрон побывал в Испании, Португалии, Греции, Албании. 1809-1811 гг. для Байрона стали временем созревания таланта и становления личности. В 1812 году вышло две песни «Паломничества Чайльд Гарольда», сделавшие поэта знаменитым. В этот же период поэт создал восточные поэмы и «Еврейские мелодии», куда вошел ряд политических стихотворений и шедевры лирики Байрона.
Конец 1812 – начало 1813 гг. – время политической деятельности Байрона. Поэт стремился стать независимым парламентарием, который в своих выступлениях обращается к актуальным вопросам времени.
В этот период были созданы восточные поэмы: «Абидосская невеста», «Гяур», «Корсар», «Осада Коринфа», «Паризина».
Итальянский период творчества Байрона ознаменован появлением иронического взгляда поэта на мир, поиском нравственной альтернативы индивидуалистическому эгоизму. В этот период под воздействие итальянкой культуры и истории Байрон создает поэмы «Пророчество Данте», «Жалоба Тассо», трагедии «Двое Фоскари», «Марино Фальеро, дож Венеции», сатирические поэмы «Бронзовый век», «Ирландская аватара», «Видение суда». Самыми значительными произведениями итальянского периода являются мистерия «Каин», поэма «Беппо» и роман в стихах «Дон Жуан».
Байронический герой
Байронического героя можно охарактеризовать так: умный, харизматичный, проницательный, страстный, эмоционально чувствительный персонаж, борющийся с общественными устоями, но в то же время он циничен, эгоистичен, высокомерен, одинок, презирает общество и страдает из-за своего темного прошлого.
Самого Байрона тоже можно назвать типичным байроническим героем. Поэт родился в знатной семье, с легкостью располагал к себе людей, поражал всех своим умом и знаниями. Однако он страдал от своей косолапости, в детстве претерпел издевательства от своей матери-шизофренички и жестокой медсестры. Байрон был задумчивым и эгоистичным человеком. Он часто впадал в меланхолию из-за несоответствия действительности его романтическому идеалу. Байрон презирал общество, окружающее его, критиковал угнетение народов империями, поддерживал луддитов, лично принимал участие в греческой войне за независимость. За жизнью поэта следила вся Европа. А громкие скандалы, связанные с его именем, способствовали славе его произведений.
Начиная с Чайльд-Гарольда, герои Байрона имели ряд общих черт. Все они таинственны и привлекательны для читателя за счет образованности, высокого интеллекта, потрясающей харизмы и хороших манер. Но они в то же время пресыщены несправедливым обществом, эгоистичны, задумчивы, циничны, постоянно используют других в своих целях, непочтительны к власти, за что находятся в аутсайдерах, страдающих от одиночества. И всех этих персонажей ждет трагичный финал:
- Гяур отомстил за убийство своей возлюбленной, но не обрел душевный покой и ушел в монастырь;
- Пират Конрад одновременно жесток и благороден, но он скобит всей душой по умершей возлюбленной;
- Дож Марино Фальеро казнен и т.д.
Трагический финал – логичное развитие сюжета о байроническом герое, так как для человека, далеко прошедшего по пути саморазрушения, счастливый итог маловероятен.
Новаторство Дж. Байрона
Байрон выступил в роли художника-новатора, создав новый литературный жанр – лиро-эпическую революционную романтическую поэму. Поэмой о Чайльд Гарольде он открыл новую полосу в духовной жизни не только английского, но и европейского общества, увидевшего в лирических монологах произведения воплощение своего протеста. Поэт отражает эти настроения и во всех песнях поэмы ищет ответ на вопрос, который мучил передовых людей его поколения: в чем заключается причина крушения светлых идеалов просветителей?
Байрон в образе Чайльд Гарольда дает большое художественное обобщение. Гарольд – «герой своего времени» и выразитель общественного протеста.
В цикле восточных поэм появляются мотивы отчаяния, но продолжается тема борьбы. Обычно героем «восточных поэм» является бунтарь-отщепенец, который отвергает все правопорядки эгоистичного собственнического общества. Байрон восхваляет индивидуальное бунтарство.
Герои философских драм являются представителями угнетенного человеческого рода. Муки совести, душевный разлад, которые свойственны этим героя, являются их отличительной чертой. Уныние и разочарование – удел поколения, пережившего крушение французской революции. Без «общего блага» невозможно «личное счастье» - такова главная философская мысль, лежащая в основе драм Дж. Байрона.