Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Джек Керуак: мировоззрение, литературный метод

Определение 1

Контркультура – это тип субкультуры, отвергающей нормы и ценности господствующей культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру.

Бит-поколение в американской культуре

В середине 40-х годов 20 века появилась субкультура битников, оказавшая значительное влияние на современников. «Разбитое поколение» пришло на смену «потерянному поколению». Оно восстало против общепринятой морали и традиционных социальных ценностей консервативного и пуританского американского общества. Бит-культура являла собой молодежную контркультуру.

Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями.

В Америке послевоенного периода процветало ханжество, на фоне расовой сегрегации провозглашались демократические лозунги. Стремление нажить материальное состояние было основной ценностью в американском обществе, а деньги оказались единственным мерилом достоинств человека. Поэтому не удивительно возникновение протестных движений в молодежной среде.

Замечание 1

Джек Керуак так охарактеризовал явления той эпохи: «Американская мечта превратилась в кошмарный сон».

Участники таких стихийных объединений, как это часто бывает, употребляли наркотики и алкоголь, увлекались восточными религиозными учениями.

Главное отличие битничества от остальных контркультур – выраженная интеллектуальная составляющая движения. Битники увлекались дзен-буддизмом, медитативными практиками и активно творили. Термин «beat generation» прозвучал впервые в разговоре Дж. Керуака с Джоном Холмсом, когда писатели обсуждали манифест движения битников. «Beat» имел такие значения, как «исчерпанный», «сам по себе», «на дне мира», «наивный», «отвергнутый обществом». Термин, введенный Керуаком, стал характеристикой нонконформистской молодежи.

«Джек Керуак: мировоззрение, литературный метод» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Битничество зародилось и развивалось в литературном кружке, костяк которой составляли писатели Джек Керуак, Уильям Берроуз, Алан Гинзберг.

Программные цели битничества:

  • Духовное освобождение;
  • Отмена цензуры;
  • Сексуальная революция;
  • Легализация наркотиков;
  • Преобразование блюза и ритма в рок-н-ролл;
  • Борьба за экологическое равновесие;
  • Внимание к религиозным убеждениям человека, его духовности;
  • Противостояние распространению военно-промышленной цивилизации;
  • Стремление рассматривать человека как индивидуальность.

В прозе авторов-битников отражаются их философские установки – писатели не стеснялись включать в повествование жаргон и сленг, а повествование носило отрывистый характер. Часто битники писали просторечным примитивным языком, не использовали знаки препинания, не боялись ошибок. Причем это все делалось осознанно, не в силу малограмотности писателей. Такая манера письма была ими избрана, потому что авторы стремились к максимальной искренности. Реальность в произведениях писателей-битников представлена с максимальным натурализмом.

«Спонтанная проза» Джек Керуака: принципы и особенности

Вырабатывая повествовательную манеру, Джек Керуак не только применял ее в своих романах, но и пытался подвести теоретическую базу под свое творчество. Исследователи творчества Джека Керуака подчеркивают автобиографичность его произведений. Но писатель не только фотографически изображал события своей жизни, в произведениях Керуака проявляются рассуждения о «спонтанной прозе», высказанные открытым текстом. В этом плане наиболее показательным является роман «Подземные».

Именно в этом произведении писатель продемонстрировал и реализовал созданный им метод спонтанного письма. Автор, скрываясь за образом рассказчика Лео, с исповедальной открытостью раскрывает перед читателем свои самые сокровенные мечты.

Особенность стиля Керуака проявляется в ряде моментов. Первый момент – нарушение последовательности в организации хронотопа. Последовательность описания событий продиктована ассоциациями, возникающими в сознании автора. Писатель вспоминает о чем-либо, и сразу же об этом пишет, независимо от того, в какое время это событие происходило в реальном времени. Часто воспоминания Лео представляют собой поток сознания.

Нарушает каноны и формальная структуризация текста. Писатель не делит текст на абзацы. Одно предложение он может растягивать на несколько десятков строк, а один абзац объединяет довольно крупный юлок информации и может достигать десяти страниц.

Но общий принцип организации текста произведения все же есть – это джаз. Он присутствует как фон и сопровождает историю героев. Спонтанная проза Керуака близка к джазовой импровизации, когда произведение создается во время исполнения. Это же подчеркивал и сам писатель. Он пытался в своих произведениях передать связь с джазом, дать читателю это почувствовать. Керуак по-своему использовал пунктуацию, нарушая правила грамматики. Керуак называл запятые «ненужными», а двоеточия – «фальшивыми». Любимым пунктуационным знаком у писателя было длинное тире – им Керуак заканчивал абзацы. Писатель это объяснял тем, что тире размечает «ритм дыхания говорящего», и сравнивал это с тем, как джазовый исполнитель набирает воздух в легкие между выдуваемыми фразами.

Керуак оригинально структурирует текст с помощью художественной детали. Писатель представляет сюжет в виде потока сознания, но время от времени возвращается в реальность. Писатель разработал свой собственный прием. Керуак утверждал, что начинать писать нужно из центра образа и потом наполнять его подробностями, расширять описание. Когда в потоке сознания героя возникает какая-либо ассоциация, связанная с настоящим, персонаж возвращается в реальность.

Принципы «спонтанной прозы» были сформулированы самим Керуаком. Они включают такие понятия, как:

  • Процедура – время подобно потоку идей;
  • Настрой – сосредоточенность на реальном объекте;
  • Метод – допускаются ошибки, своеобразие пунктуации;
  • Масштаб – это следование свободным ассоциациям;
  • Пауза в процедуре – отказ от пауз, вместо паузы – нагромождение слов;
  • Центр интереса – повествование начинается с центра образа;
  • Время – высказывание здесь и сейчас;
  • Состояние ума – писать нужно «бессознательно, в полутрансе».

Однако спонтанность Керуака – это скорее «игра в спонтанность», так как автор, создавая свои произведения, имел четкое представление об организации структуры их композиции.

Дата последнего обновления статьи: 29.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot