Доисламская поэзия – это поэзия арабов времен джахилии, которая предшествовала принятию ислама.
Творчество арабских поэтов
В Аравии доисламский период называют периодом джахилии – невежества. У арабов была высоко развита устная поэзия, а устные предания получили название «Дни арабов». В доисламской поэзии отражается быт, обычаи и социальные связи разных племен. Поэты рассказывают о племенных собраниях, битвах, традиционных играх, а также отражают нормы общественной морали. И «Дни арабов», и поэзия отражают исторические представления того времени, представления о настоящем и прошлом. Поэты и рассказчики, описывая события, пытаются установить причинные связи между ними. Например, по мнению одного из лучших поэтов, Зухейр ибн-Аби Сульма, основная причина падения былого могущества заключалась во взаимной вражде. Поэт своим творчеством пытался способствовать примирению племен и осуждал межплеменные конфликты.
Набигу аз-Зубийани - один из основоположников политической лирики. Поэт сочинил несколько касыд, в которых содержатся наставления союзникам и соплеменникам. В своих произведениях он призывает племена прекратить конфликты, сохранить верность союзу и общими силами противостоять врагам.
В творчестве арабских поэтов важное место занимала проблема войны и мира, но при этом среди них практически не было певцов войны. В творчестве доисламских поэтов, несмотря на племенной патриотизм, главное место занимала идея объединений и союзов. При этом остро стоял вопрос о политическом лидере объединения. Эту роль оспаривала знать многих племен, и поэты не могли остаться в стороне от этой проблемы.
Творчество поэта Имруулькаиса – это замечательная летопись исторических событий той эпохи, которая сохранила множество сведений по этнографии и истории. Поэт рассказал о политических событиях своей эпохи, об истории киндитов, а также истории других арабских племен, о борьбе за влияние между Византией и Персией. Имруулькаис показал многие стороны общественной жизни арабов, в частности, арабской знати.
Арабскими поэтами был создан идеальный образ доисламского героя, обладающего всеми доблестями воина. Герои их произведений смелый наездник, щедрый в дара, не жадный к добыче, красноречивый, верный своему слову. Это философ, который думает о вечных категориях – о жизни и смерти, о судьбе. При этом он является пылким возлюбленным, кутилой и гулякой, лихим игроком.
Выдающимся певцом и выдающейся личностью был поэт Антара-ибн-Шаддад.
Арабы издавна обладали обостренным чувством красоты. Они занимались художественной отделкой одежды, тканей, оружия, украшений, бытовых предметов. В древней Аравии значительного развития достигла художественная роспись и скульптура, создана монументальная архитектура. И именно в доисламский период были выработаны основные приемы арабского стихосложения.
Раньше всего возникла ритмизированная прозаическая речь – это «устные строчки», в которых рифмовались последние слоги. Такой речью пользовались кахины (прорицатели) в своих пророчествах-заклинаниях. Впоследствии ритмизированная прозаическая речь развивалась в садж - рифмованную ритмизированную прозу.
Основой всех остальных арабских стихотворных размеров является раджаз (двойной ямб) – простейшая метрическая форма стиха.
История развития арабской поэзии в доисламский период
Многие исследователи находят аналоги между арабской доисламской поэзией и поэзией скальдов. В первую очередь, эта аналогия заключается в гипертрофированной метафоричности. Доисламские поэты, подобно скальдам, занимали высокое положение. Обычно поэт вместе с тем был и воином. Так, знаменитый поэт Имруулькайс происходил из королевского рода и свою жизнь посвятил борьбе за отцовское наследие и мщению за отца.
Первые стихи на арабском, согласно легенде, произнес Адам, когда оплакивал своего сына Авеля. Однако уже в 18 веке арабские филологи эту легенду не воспринимали всерьез, и она скорее свидетельствует об уважении, с которым арабы относились к поэтам. Наиболее старые образцы доисламской поэзии относятся к 5-6 вв. Родиной доисламской арабской поэзии считаются пустыни Аравийского полуострова. Арабские поэты и те, для кого они пели – бедуины Центральной и Северной Аравии – кочевали со стадами в поисках воды и пастбищ, стойко перенося жажду и голод, жар палящего солнца и ночной холод.
Арабы высоко ценили поэтический дар, считая его особым знанием или умением.
Слово «шаир» - «поэт» - происходило от «шара» - «ведать», «знать».
Стихам приписывалась заклинательная магическая сила по отношению к природным явлениям. Однако для племени особо важным было то, что поэт защищал его интересы и честь, воспевая доблесть соплеменников и критикуя врагов.
Русский арабист В.Р. Розен отмечал, что в то время «поэзия некоторым образом заменяла прессу».
Стихи пелись на ярмарках в Указе, которые проводили ежегодно и на которые съезжались бедуины со всего полуострова.
В частной жизни авторитет поэта тоже играл важную роль. Например, поэт аль-Аша, выступая на Указе, в стихах восхвалил гостеприимство и щедрость одного своего знакомого, бедняка-бедуина, который растил восемь дочерей. В то же день к бедняку явились люди из знатных семей свататься к дочерям.
Основной жанр арабской доисламской поэзии – касыда.
Касыда – это стихотворение, состоявшее из ста и более строк, и включавшее в себя несколько сюжетов:
- В первой части описывалась окружающая природа и следы стоянки, покинутой любимой;
- Во второй части описывается путешествие по пустыне;
- В третьей части восхваляются достижения племени.
Арабы высоко ценили его меткое слово, и могли за осмеяние человека, не угодившего им, дать автору щедрые дары. Известен даже случай, когда в ответ на оскорбительное стихотворение была развязана война. С принятием ислама изменилось мировоззрение людей, появились новые идеалы и ценности. В современной арабской поэзии слышны отзвуки Корана. Арабская поэзия современности – это религиозное чувство. Но творчество современных поэтов продолжали развиваться, испытывая влияние поэтического наследия доисламского периода.
Характерная черта современной арабской поэзии – глубокая мысль и искренность чувств, которые вкладываются поэтами в стихи.