Детская литература — это литература, предназначенная для детей и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей.
Детская литература в первой половине 19 века
В детской литературе первой половины 19 столетия выделяют четыре основных направления:
- Классицизм. Это направление дало детской литературе такие жанры, как разговоры, поучения, беседы;
- Сентиментализм: повесть-путешествие, рассказ;
- Реализм: роман, басня, повесть;
- Романтизм: баллада, сказка, исторический роман.
Классический романтизм стал важнейшим этапом развития детской литературы. Романтики начала 19 века придали свойства художественности архаике, экзотике, устной словесности, документу, игре, детскому вымыслу. Э. Т. А. Гофман провел границу между взрослой и детской литературной сказкой.
Сказки для детей с назиданиями и аллегориями создавались и в доромантический период. В своем собрании сказок братья Гримм выделили ряд детских. Писатели-романтики в подражание народным сказкам предложили свои образцы. Например, В.Ф. Одоевский по мотивам сказки из сборника братьев Гримм создает сказку «Мороз Иванович».
Романтики считали, что главной эстетической ценностью является детская фантазия. Воодушевившись ею, они создали новаторский тип художественных произведений, где культурными образцами стал диалог ребенка и взрослого, а также детская игра.
Творчество романтиков питал не только фольклор, но и феномен детской субкультуры, который был впервые замечен ими.
Однако романтиков нельзя назвать основателями детской литературы в ее современном значении. Они только внесли в это понятие один из компонентов – литературу для детей, которая была ориентирована на детский вымысел и фольклорную сказку.
Романтики обратили внимание общества на детские воспоминания. В начале 19 века романтическую подпитку получил миф о Москве – Третьем Риме. Так в литературе возродилась традиция позднего Рима – сохранение памяти о детстве. А писатели перевели память детства в «духовное» состояние, ввели ее в «высокую» литературу.
Особой популярностью во второй четверти 19 столетия пользовались стихотворные и прозаические сказки (Пушкин, Жуковский, Ершов, Погорельский).
А. Погорельский для детей написал всего одну сказку – «Черная курица, или Подземные жители». Так впервые в детской литературе появляется герой, в котором соединяются достоинства и недостатки.
Жанр сказки, который был унаследован из фольклора и нашел развитие в творчестве различных авторов, стал основой современной литературы фэнтези (цикл о Гарри Поттере Джоан Роулинг, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова). К фантастическим произведениям детской литературы относятся романы и повести, написанные в жанре научной фантастики («Гостья из будущего» К. Булычева, «Таинственный остров», «10000 лье под водой» Ж. Верна). Их герои, как правило, попадают в сложные ситуации и пытаются решить проблемы с помощью последних достижений научно-технического прогресса.
Детская литература второй половины 19 века
Вторая половина 19 столетия была необыкновенно плодотворной для русской литературы. В этот период в литературе одновременно творят такие писатели, как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.И. Куприн, В.Г. Короленко, В.М. Гаршин, Д.В. Григорович и т.д. В создании произведений детской литературе и отбора текстов для нее из взрослой литературы участвуют известные педагоги, такие как Д.И. Тихомиров и В.П. Острогорский.
Разбор современной ему детской литературы проводил В. Г. Белинский. Он отстаивал идею гармонического развития личности и считал, что самым действенным средством воспитания является литература. В этом он полемизировал с некоторыми современниками. По мнению критика, состояние детской литературы, в частности, беллетристики, было крайне плачевным. Белинский высказывает убеждение, что детская литература должна входить в план воспитания, но при этом он называет вредными ряд русских и иностранных книг для детей.
Вопросами детской литературы занимался и Н.А. Добролюбов, позиция которого в целом совпадает с позицией Белинского. Он отмечает, что детские произведения должны показывать действительность и отвечать принципам реализма.
Споры о праве детской литературы на самостоятельность велись на протяжении всего 19 столетия. между серьезной, взрослой литературой и литературой для детей была стена, которую необходимо было преодолеть. Сближение детской литературы с приключенческо-беллетристической, второсортной, было обусловлено тем, что среди большого количества книг для детей действительно художественных было мало. Юные читатели зачастую были вынуждены читать произведения сомнительного достоинства, и это беспокоило выдающихся деятелей культуры.
А.П. Чехов считал, что в 19 веке в России не было детской литературы, заслуживающей внимания. Однако детская литература существовала и насчитывала не одно столетие своей истории. Основой сомнений было низкое качество литературных подделок, которые заполняли книжный рынок и скрывали выдающиеся произведения.
Именно в 19 веке русская детская литература стала формировать свой золотой фонд, который насчитывает сотни произведений.
В 1870 году вышла книга В.И. Водовозова «Книга для первоначального чтения в народных школах». В эту книгу вошли рассказы по географии, истории, естествознанию, а также статьи о важных отраслях промышленности. Книга Водовозова во многом имеет хрестоматийный характер. Автор в нее включает отрывки из произведений М.Ю. Лермонтова, А.С, Пушкина, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя.
Значительную роль в формировании и развитии детской литературы во второй половине 19 столетия играли детские журналы, среди которых особенно выделялся журнал «Семейные вечера» М. Ростовской. В двух отделах издания – для старших и младших читателей – были помещены рассказы, игры, сказки, статьи по географии, истории, искусству, повести и т.д.
В 1960-е годы избыток детских журналов приводит к тому, что периодическим изданиям приходится переходить на более узкую возрастную специализацию. Так появились журналы для самых маленьких, журналы для юношества, для детей младшего возраста, научно-популярные и литературно-художественные журналы.
К концу 19 века детская литература окончательно сформировалась. И тогда же возникла необходимость в систематизации детской литературы.