Роды литературы – это произведения, объединенные на основании познавательной и речевой схожести, схожей направленности на объект и субъект.
Понятие родов литературы
Все произведения художественной литературы, за исключением внеродовых форм, принято объединять в три группы:
- драму,
- эпос,
- лирику.
Произведения делятся на роды не по форме, а по типу отношения автора произведения к художественному целому. В художественных произведениях изображение человека и мира разнится. Например, в эпосе человек изображается объективно, в лирике речь идет о себе, ей свойственен субъективизм, в драме человек изображается в какой-то определенной жизненной ситуации и в действии, то есть изображается человек сам по себе, а речь автора здесь играет вспомогательную роль.
Таким образом, литературным родом называется группа литературных жанров, имеющих сходные литературные признаки.
К эпическим жанрам относятся:
- Роман
- Повесть
- Роман-эпопея
- Новелла
- Рассказ
- Притча
- Очерк.
К лирическим жанрам относятся:
- Романс
- Лирическое стихотворение
- Ода
- Эпитафия
- Элегия
- Эпиграмма
- Послание
- Сонет.
Драматические жанры:
- Трагедия
- Комедия
- Драма
- Водевиль
- Трагикомедия.
Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающих их от лирики.
В драматических и эпических произведениях воссоздаются события, которые происходят во времени и в пространстве. В этих произведениях изображаются отдельные персонажи, их поступки, намерения, высказывания, переживания и взаимоотношения. И несмотря на то, что в эпосе и драме воспроизведение жизни всегда выражает авторскую оценку и осмысление характеров персонажей, часто читателю кажется, что события, изображенные в произведении, произошли независимо от воли писателя. Другим словами, в эпических и драматических произведениях может создаваться иллюзия их полной объективности. Эпос и драма имеют неограниченно широкие идейно-познавательные возможности. Авторы драматических и эпических произведений, свободно осваивая жизнь во временной и пространственной ее протяженности, могут рисовать разнообразные яркие и детализированные картины жизни в ее конфликтности, многоплановости, изменчивости и одновременно с этим они могут проникать в глубину сознания людей, воссоздавать их внутреннюю жизнь. При этом и эпос, и драма могут запечатлевать самые разные человеческие характеры и их соотношения с жизненными обстоятельствами. То есть эпос и драма «работают» в безгранично широкой содержательной сфере – им доступны любые проблемы, темы и виды пафоса.
Вместе с этим эпические и драматические произведениях имеют резкие отличия друг от друга. Организующим формальным началом эпоса является повествование о событиях в жизни героев произведения и их поступках. Отсюда происходит название этого рода литераторы: в переводе с греческого «эпос» означает «речь», «слово». В эпосе наиболее свободно и широко используются средства предметной изобразительности.
В драме повествование отсутствует, здесь текст произведения в первую очередь состоит из высказываний персонажей, посредством которых они в изображаемой ситуации действуют. А авторские пояснения к словам действующих лиц сводятся к ремарка, которые имеют только вспомогательное значение. Специфика драмы как рода литературы определяется тем, что она предназначена для сценической постановки.
Слово «лирика» происходит от древнегреческого названия музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись словесные произведения. Отличие лирики от драмы и эпоса состоит в первую очередь в предмете изображения. Детализированное и развернутое воспроизведений поступков, событий, взаимоотношений людей в лирике отсутствует. В ней осваивается преимущественно внутренний мир человека – его чувства, мысли, впечатления. В лирике максимально воплощается субъективное начало жизни человека. Но ощущение полной субъективности лирики, которое возникает при ее чтении, иллюзорно, так как в лирическом творчестве содержатся глубокие познавательные обобщения. В лирике речь выступает главным образом в ее выразительной функции, она непосредственно воплощает эмоциональное отношение к жизни лирического героя. Поэтому важнейшим формальным началом лирического произведения является речевой строй, здесь особенно существенны нюансы словоупотребления, построения фраз и ритмическая упорядоченность текста.
Взаимоотношения литературных родов с другими видами искусства
В силу давней традиции литературные роды тяготеют к синтезу между собой, а также между другими видами искусства. Например, для эпоса показателен синтез с графикой и живописью (как правило, античные фрески, изображения на бытовой утвари иллюстрируют наиболее важные события эпоса). Лирика, в особенности на ранних стадиях развития, была тесно связана с музыкой. По сей день некоторые разновидности лирики имеют прямую связь с музыкальным сопровождением и пением. Драма изначально была очень близка к пантомиме – сольному драматизированному танцу, а затем обрела словесное выражение. Применение в драме находят и музыка (опера, водевиль), изобразительное искусство (декорации).
Также литературные роды имеют тенденцию к взаимопроникновению. Например, в лирике встречаются элементы эпоса, в эпосе – элементы лирики и драмы и т.д.
Заложенная Аристотелем традиция деления литературы на роды была канонизирована в эпоху классицизма и употребляется и в настоящее время. Однако ряд литературоведов, в частности зарубежных, выступают с предложением отказаться от такой классификации, считая ее непригодной для постижения всех возможностей художественных произведений.
Понятие литературного рода существует в качестве эстетической категории и предполагает включение широкого круга произведений, имеющих сходные признаки. Однако ввиду того, что каждое произведение отличается от другого, возникает необходимость более мелкого деления разновидностей произведений. Таким образом, возникло понятие вида.