Беллетристика – это звено массовой литературы; литература «второго» ряда, неклассическая, необразцовая, но при этом имеющая неоспоримые достоинства и отличающаяся от литературного «низа».
Понятие беллетристики
Слово «беллетристика» в переводе с французского означает «изящная словесность». Оно имеет несколько определений:
- в широком смысле беллетристика – это художественная литература
- в более узком смысле, беллетристика – это повествовательная проза
- беллетристика – часть массовой литературы.
Беллетристика занимает срединное пространство литературы.
Беллетристка не является однородной, и в ее сфере прежде всего значим круг произведений, которые не обладают ярко выраженной оригинальностью и художественной масштабностью, но при этом обсуждающих проблемы своей эпохи и своей страны в соответствии с интеллектуальными и духовными запросами современников, а часто и потомков. По словам В. Г. Белинского, такая критика выражает потребности настоящего, вопрос дня. В этом смысле беллетристика подобна высокой литературе и неизменно с ней соприкасается. Ярким примером этого являются произведения В. И. Немировича-Данченко. Писатель, не сделавший каких-либо художественных открытий, часто сбивавшийся на литературные штампы и склонный к мелодраматическим эффектам, при этом сумел сказать нечто свое, ни на что не похожее, оригинальное о русской жизни. он обращал пристальное внимание на мирское праведничество, считая его важнейшим фактором национальной жизни. Он был пристально внимателен к облику, судьбам людей, у которых «большое сердце» и которых «не разглядишь сразу».
Часто случается, что книга, которая воплотила потребности и мысли исторического момента и нашла живой отзыв у современников писателя, затем выпадает из обихода читателей и становится достоянием истории литературы, которая представляет интерес исключительно для специалистов. Например, такая участь постигла произведение «Тарантас» Вл. Соллогуба, которая изначально имела громкий успех, который однако не был долговечным. Также в качестве примера можно привести и произведения Д. В. Григоровича, М. Н. Загоскина, И. Н. Потапенко.
Эпигонство и подражательность
Беллетристика, которая откликается на литературно-общественные веяния современности, является ценностно неоднородной. В ряде случаев она в себе содержит начала новизны и оригинальности, а в других случаях преимущественно оказывается эпигонской и подражательной.
Эпигонством называется нетворческое следование традиционным образцам и повторение, а также эклектическое варьирование хорошо известных сюжетов, мотивов, тем, в частности, подражание ведущим писателям.
По мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, участью всех сильных талантов является вести за собой подражателей. Например, за повестью «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина следовал поток подобных произведений, которые мало чем отличались друг от друга – «История несчастной Маргариты», «Бедная Маша» и т.д. Подобное происходило с мотивами, темами и стилистикой поэзии А. А. Блока, Н. А. Некрасова.
Опасность эпигонства часто угрожает и талантливым авторам, способным сказать свое слово в литературе. Например, первые произведения Н. В. Гоголя, в частности, поэма «Ганс Кюхельгартен» имели подражательный характер. Нередко случается, что ярко проявивший себя писатель позже часто прибегает к самоповторам, то есть становится эпигоном самого себя.
Есть примеры, когда в творчестве писателя сочетаются начала оригинальности и эпигонства. Например, такими являются рассказы и повести С. И. Гусева-Оренбургского, где проявляется как подражание М. Горькому и Г. И. Успенскому, и своеобразное, смелое освещение современности.
Эпигонство не имеет ничего общество с преемственностью, опорой автора на традиционные художественные формы.
Для художественного творчества оптимальной является установка на преемственность без подражательности. Это означает, прежде всего, отсутствие у автора своих идей и тем, а также эклектичность формы, взятая у предшественников и не обновленная.
Виды беллетристики
Часто беллетристика по решениям сильных мира возводится на уровень классики. Например, это относится ко многим произведениям литературы советского периода, в частности «Молодая гвардия», «Разгром» А. А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского. Такую беллетристику называют канонизированной.
Кроме беллетристики, которая поднимает проблемы современности, существуют и произведения, установка которых – развлечение, легкое, бездумное чтение. Это направление беллетристики, тяготея к формульности, при этом отличается от массовой литературы присутствием авторской индивидуальности. Особенно заметно индивидуальное своеобразие в таком роде беллетристики, как научная фантастика. Развлекательная беллетристика играет бесспорно положительную роль, особенно для юношества. Одновременно с этим для читателя нежелательна исключительная сосредоточенность на подобной литературе.
Беллетристика, являясь «срединной» сферой литературного творчества находится в тесном соприкосновении как с ее "верхом", так и с ее «низом». Особенно это относится к следующим жанрам:
- детектив
- научная фантастика
- исторический роман
- авантюрный роман.
Одним из ярчайших примеров взаимодействия высокой и срединной сферы литературы является творческая практика Ф. М. Достоевского. Он в своей статье «Книжность и грамотность» говорит о том, что народу необходимо доставить как можно более занимательного и приятного чтения. И подтвердил свои размышления художественной практикой – в 1861 году вышел его роман «Униженные и оскорбленные». В этом произведении в наибольшей степени видна связь прозы Ф. М. Достоевского и традиции развлекательной беллетристики. Роман имел огромный успех у публики и получил массу положительных отзывов со стороны критиков. И в более поздний период своего творчества Достоевский широко использовал характерные для беллетристики и массовой литературы повествовательные приемы.