«Эпический театр» - это театральная теория драматурга и режиссера Б. Брехта.
Основные идеи эпического театра Брехта
Теория эпического театра Б. Брехта оказала большое влияние на театр и драматургию 20 века. Она начала формироваться в эстетике Б. Брехта в 1920-х годах. В этот период писатель был близок к левому экспрессионизму. И первой его идеей было предложение сблизить театр со спортом.
В 1926 году Б. Брехт завершил работу над пьесой «Что тот солдат, что этот. Позже писатель отмечал, что именно это произведение – первый образец эпического театра. После премьеры пьесы, по воспоминаниям Э. Гауптман, писатель стал скупать книги о марксизме и социализме. Позже, находясь в отпуске, Брехт пишет о своей увлеченности «Капиталом».
Формирование театральной системы Б. Брехта происходит одновременно и в непосредственной связи со становлением в его творчестве метода соцреализма. Основой системы становится «эффект отчуждения» - это тезисная форма известного положения К. Маркса из его рукописи «Тезисы о Фейербахе».
Первым произведением, в котором глубоко воплотилось именно такое понимание отчуждения, является пьеса «Мать» по мотивам романа А. М. Горького.
Б. Брехт, характеризуя новую систему, использует термины «эпический театр» и «неаристотелевский театр». Но между этими понятиями есть разница. «Неаристотелевский театр» прежде всего связан с отрицанием старых систем, тогда как «эпический театр» - с утверждением новой системы. Основу «неаристотелевского» театра составляет критика катарсиса, который, по мнению Аристотеля, является центральным понятием и составляет суть трагедии. В своей статье «О театральности фашизма» Б. Брехт объясняет общественный смысл протеста. Он связывает эпический театр с обращением к разуму, при этом не отрицая чувства. Об этом он говорил еще в статье «Размышления о трудностях эпического театра», написанной в 1927 году.
Эпический театр является воплощением метода социалистического реализма. Главными задачами эпического театра становятся стремление сорвать с действительности покровы мистичности и выявление подлинных законов общественной жизни ради ее революционного изменения.
Основными положениями эпического театра Б. Брехта являются:
- эпичность – «театр должен быть эпическим»;
- философичность – «театр должен быть философским»;
- феноменальность – «театр должен быть феноменальным»;
- отчужденность – «театр должен давать отчужденную картину действительности».
Свои теоретические взгляды Б. Брехт изложил в статьях: «Народность и реализм», «Широта и многообразие реалистической манеры письма», «Круглоголовые и остроголовые», «Диалектика на театре», «Малый органон для театра» и т. д.
Приемы эпического театра Б. Брехта
Брехт считал, что главная задача театра заключается в способности донести до зрителя законы развития человеческого общежития. Писатель считает, что прежняя, «аристотелевская» драма культивировала чувства сострадания и жалости, и предлагает взамен этих чувств вызывать эмоции социального порядка – гнев против эксплуататоров и поработителей, восхищение героизмом борцов. Писатель вместо драматургии, рассчитанной на сопереживание, выдвигает принципы, которые вызывали бы у зрителя удивление и действенность, осознание общественных проблем. Именно с этой целью он и вводит прием «эффекта отчуждения».
Прием «эффект отчуждения» состоит в том, что хорошо известное преподносится зрителю с неожиданной стороны.
Брехт прибегает к нарушению иллюзии «подлинности». А фиксации внимания зрителя на главных мыслях автора он добивается с помощью введения в спектакль хора, песни. Писатель был убежден, что основная задача актера – общественная. И рекомендует ему подходить к создаваемому драматургом образу с позиции свидетеля на суде, заинтересованного в выяснении истины. Этот метод Брехт называет «от свидетеля». То есть актер должен всесторонне проанализировать поступки действующего лица, понять их мотивы.
Писатель допускает актерское перевоплощение, но только как исключение в репетиционный период. На самой сцене происходит «показ» образа. Мизансцены должны быть насыщены и выразительны – вплоть до символа, метафоры. Работая над пьесой, Брехт строит ее по принципу кинокадра. Для этого писатель использует метод «модели» - фиксации наиболее ярких мизансцен и поз актера на пленке для их закрепления. Брехт был ярым противником «атмосферы настроений», иллюзорности среды, воссоздаваемой на сцене.
«Жизнь Эдуарда II Английского»
Главным методом работы в театре Брехта в первый период был метод индукции. В 1924 году Б. Брехт впервые выступил в роли режиссера – он поставил спектакль «Жизнь Эдуарда Второго Английского». Брехт лишил спектакль привычной для подобной классики внеисторичности и помпезности. В ту пору в немецком театре активно велись дискуссии о постановке классических пьес. Так, экспрессионисты выступали за радикальную переделку пьес, так как они были созданы в другой исторический период. Б. Брехт тоже считал, что осовременивание классики неизбежно, но при этом полагал, что полностью лишать ее историзма нельзя. Особое внимание Брехт уделял элементам фольклорного, площадного театра, с помощью которых оживлял свои спектакли.
В спектакле «Жизнь Эдуарда II Английского» писатель создает суровую и прозаическую атмосферу. Персонажи одеты в костюмы из холстины. А вместо трона – грубо сколоченное кресло. Возле этого кресла на сцене – трибуна для ораторов английского парламента. Король сидит в кресле, вокруг него, сбившись в кучу, стоят лорды. Реализм в первой постановке Брехта рождается из пристального, детального разглядывания мельчайших, на первый взгляд совершенно незначительных деталей и событий. А главным элементом оформления спектакля становится стена с большим количество окошек, расположенная на втором плане сцены. Когда же по ходу развития действия возмущение народа достигает апогея, открываются все оконные ставни, в них появляются разгневанные лица, слышны реплики возмущения и крики. Это все сливается в гул негодования – приближается народное восстание.