Басня – это краткий рассказ сатирического характера, написанный чаще всего в стихотворной форме.
История развития жанра басни
Басня – иносказательный жанр, поэтому за рассказом о вымышленных героя (как правило, о зверях) скрываются общественные и нравственные проблемы.
Возникновение басни как литературного жанра относится к 5 веку до н. э. Создателем жанра считается раб Эзоп, который, не имея возможности высказывать мысли напрямую, выражал их в иносказательной форме.
Иносказательная форма выражения мыслей получила название «эзопов язык».
Басни, в том числе и басни Эзопа, стали записывать только около 2 века до н. э. Известным античным баснописцем был древнеримский поэт Гораций.
В литературе 17-18 вв. античные сюжеты подверглись обработке. Жанр басни вновь возродился в 17 веке в творчестве французского писателя Жана де Лафонтена. В основе большинства его басен лежит сюжет басен Эзопа. Но Лафонтен, используя сюжеты античных басен, создает свою, новую, басню. Он, в отличие от античных авторов, размышляет над происходящим в мире, осмысливает и описывает это, а не строго наставляет. Писатель акцентирует внимание скорее на чувствах героев, чем на сатире и нравоучениях.
В 18 веке в Германии к жанру басни обращается Лессинг. Как и Эзоп, немецкий поэт пишет басни прозой. Басня у Лафонтена была грациозной новеллой, «поэтической игрушкой». Лессинг сравнивает басни французского поэта с охотничьим луком, настолько украшенном красивой резьбой, что он потерял первоначальное назначение и сделался украшением гостиной. Немецкий поэт объявляет «войну» Лафонтену. Он считает, что повествование в басне должно быть максимально сжатым, лишенным всех фигур и украшений.
Основы национальной басенной традиции в русской литературе были заложены А. П. Сумароковым, который в своих произведениях обличает пороки человека и общества.
Басни И. А. Крылова, соединившие в себе опыт более двух тысячелетий, стали вершиной развития жанра.
Известны пародийные, иронические басни К. Пруткова, революционные басни Д. Бедного.
С. Михалков возродил басенный жанр, нашел стиль современной басни.
Особенности басни
Одной из основных особенностей басни является аллегория – определенное социальное явление показывается через условные образы. Например, за образом Льва часто угадываются черты жестокости, деспотизма, несправедливости, а Лиса является олицетворение хитрости, коварства и лжи.
Автор в конце (иногда в начале) басни помещает небольшое изречение, в котором заключена мораль.
Особенности басни:
- иносказательный, аллегорический смысл;
- типичность изображаемой ситуации;
- осмеяние человеческих недостатков и пороков;
- характеры-персонажи.
В своей статье «О басне и баснях Крылова» В. А. Жуковский указывает специфические черты басни. Первая черта – особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого. В басне животные представляют человека, но только лишь в некоторых отношениях, с некоторыми свойствами. Каждое животное имеет при себе свой неотъемлемый постоянный характер, и является готовым и понятным для каждого изображением человека и принадлежащего ему характера. Например, Волк – кровожадность, жестокость, Лиса – обманщик, льстец, Осел – глупость, Стрекоза – легкомыслие, Слон – неповоротливость, Свинья – невежество. В. А. Жуковский считает, что главная задача басен – помочь читателю на простом примере разобраться в житейской ситуации.
Второй специфической чертой басни, по мнению Жуковского, является перенос воображения читателя в новый мир. Читатель получает возможность сравнивать вымышленное с реальным, при этом первое служит подобием второму. Читатель может оказаться вместе с героями в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с ними.
Третья черта басни – мораль, нравственный урок.
Четвертая черта – в басне вместо людей действуют животные и предметы.
Классификация басен
По форме написания выделяют:
- басни в стихах;
- басни в прозе;
- басни смешанного типа.
Современные басни пишутся чаще всего в стихотворной форме, так как в их структуре удобнее использовать выразительные средства. Ввиду слабого эмоционального выражения басни в прозе не так распространены, как басни в стихах. Если сравнить эзоповские прозаические басни, в которых сюжет изложен кратко и сухо, с красочными стихотворными баснями И. А. Крылова, становится очевидным преимущество поэтического слога произведений.
В баснях смешанной формы описательная часть написана прозой, монологи и диалоги героев – в стихотворной. Такая структура может быть применима к любому произведению. Прозаическая часть настраивает читателя на размышления, серьезное восприятие, а поэтическая привнести живость и образность при восприятии. В стихотворную форму вкладывать иносказательные средства выражения.
По тому, кто является героем, выделяют следующие виды басен:
- басни о животных. являются наиболее распространенным видом;
- человеческие басни;
- мифологические басни. В баснях этого типа героями являются божества;
- басни царства растений. Главными героями этих басен являются растения. Как и в случае с животными, им приписываются черты, ориентированные на людей;
- басни агонального типа. В таких баснях ест главный герой и антагонист. В баснях такого типа не так важно, кто является главным героем, важнее то, что происходит. Особое значение имеет последний урок с точки зрения вознаграждения за хорошее и наказания за плохое;
- этиологические басни. В баснях такого типа сами герои не так важны, как события, о которых они рассказывают.
Структура басни
Басни состоят из двух частей: повествования(притчи) и морали.
Притча – это небольшой иносказательный поучительный рассказ.
В 18 веке во французской и русской литературе басни называли апологиями. Мораль в басне является логическим, поучительным выводом. Она может быть сформулирована в начале басни (промифий) или в конце (эпимифий).
Во времена Античности и в эпоху Возрождения мораль заключалась в тексте и не отделялась от него графически. Структура басни имеет важную особенность: в басне мало описаний и много диалогов. Благодаря этому она идеально подходит для театральных постановок.