Благодарное приятие мира – это один из типов авторской эмоциональности, для которого характерна атмосфера благоговейного созерцания окружающего мира в его упорядоченности и приятия жизни как бесценного дара.
Понятие авторской эмоциональности и ее типы
В искусстве последних веков авторская эмоциональность является неповторимой и индивидуальной.
В качестве характеристики литературного произведения, а порой и целого стиля, авторская эмоциональность может быть рассмотрена как отвлеченно-обобщенные чувства, которые выражают стойкие мировоззренческие установки.
В литературно-художественных произведениях имеют место устойчивые эмоции и обобщения, которые определяют эмоциональный тон произведения. К ним относятся:
- Героика (особенно характерно для древнего эпоса);
- Сентиментальность (своеобразный гуманизм, чувствительность);
- Идиллическое (радостная растроганность гармоничным течением жизни);
- Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение (характерна для высоких жанров литературе, укоренившихся в русле традиций христианства);
- Трагическое (сострадание и скорбь);
- Романтика (полнота душевного бытия, подъем чувства личности);
- Комическое;
- Элегическое и драматизм;
- Инвектива (некомическая сатира, которая воодушевлена одним негодованием).
В современных исследованиях литературоведы выделяют два уровня эмоциональности:
- Эмоции, которые связаны с «творческой личностью» художника, с творческими процессами;
- Эмоции, которые укоренены в личности художника, особенностях его личности, его естественных склонностях.
Эмоции, связанные с творческой личностью художника, являются производными от эмоций, связанных с его личностью, однако такая связь не является непосредственной.
В процессе анализа исследований по эмоциональной проблематике в искусстве, Л. Я. Дорфман выделяет несколько способов существования эмоций в искусстве и в человеке: непосредственно эмоциональные переживания, эмоциональные значения, эмоциональные представления в художественном образе. Эмоциональные переживания обладают определенными качественными особенностями, однако не имеют какого бы то ни было содержания, так как в них не отражается непосредственно внешний мир. такие эмоции неспецифические, они зависят от условий творческой деятельности и обслуживают ее. Эти эмоции могут относиться к способам действий, к побуждениям, к входящим в состав творческой деятельности операциям и выполнять побудительную, оценочную, регулирующую функции. Но такие эмоции не входят в предмет художественной деятельности.
Любой творческий продукт, как отмечает де Гроот, является не результатом интуитивного озарения или врожденной гениальности, однако всегда является следствием специфического саморазвития личности, которое связано с длительной дифференциацией полезного опыта.
Эстетическая удовлетворенность или неудовлетворенность, антипатичность или привлекательность в эстетическом отношении воспринимаемого объекта являются также эмоциями, непосредственно связанными с художественной деятельностью творца. Такие эмоции, как восторг и печаль, оказывают сильное влияние на творческий процесс.
В составе художественного образа эмоциональные представления являются когнитивными образованиями. Такие эмоции приобретают содержание, которыми не обладают эмоциональные переживания. Эмоциональные представления относятся к целям и предмету творческой деятельности, однако не характеризуют ее способы операций и действий.
Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение
Такой круг умонастроений, как благодарное приятие мира и сердечное сокрушение, во многом определяет эмоциональную тональность упрочившихся в русле традиций христианства высоких жанров искусства и литературы. Такая атмосфера благоговейного миросозерцания в глубинной его упорядоченности и восприятия жизни как бесценного дара характерно для разных произведений, например, таких как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Троица» А. Рублева, ода Г. Державина «Бог», «Ветка Палестины» М. Ю. Лермонтова, «Цветочки» Ф. Асизского и т.д.
Часто такого рода эмоциональность обозначают понятием «умиление», которое, например, значимо в творчестве Ф. М. Достоевского. Согласно высказыванию русского философа-культуролога Н. С. Арсеньева, «дар умиления, умиленных благодатных слез» «сияет на вершинах духоносной жизни.
Восприятие мира, исполненное благодарности, неразрывными, тесными узами связано в культурной традиции христианства с просветляющим покаянием и сердечным сокрушением, а главное – с состраданием, которое простирается на все явления жизни. С. С. Аверинцев подчеркивал, что слезная жалость, обнимающая весь мир, здесь понимается не как временный аффект, а как постоянное, непреходящее состояние души и при этом как путь борьбы, уподобления Богу.
Такая эмоциональная атмосфера является доминирующей в житиях и жанрах, родственных им. Она органически связана с темой праведничества в живописи и в литературе. В частности, она явственна в произведениях русской классики 19 века (например, в следующих произведениях: Н. А. Некрасов «Тишина», Л. Н. Толстой «Война и мир», И. С. Тургенев «святые мощи», Н. С. Лесков «Соборяне», А. П. Чехов «Студент», «Святою ночью», Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы» и т.д.). Эта эмоциональная атмосфера присутствует и отечественной литературе 20 века, особенно ощутимо – в позднем творчестве Б. Л. Пастернака (стихотворения «Рождественская звезда», «В больнице», «Когда разгуляется», роман «Доктор Живаго»), и прозе И. С. Шмелева («Богомолье», «Лето Господне»).
Таким образом, применительно к художественной коммуникации можно рассуждать об абсолютно другом способе функционирования эмоций. Он выражается в том, что главные качества личности могут подчиняться потребностям личности творческой. Эмоциональные переживания способны побудить к творческой деятельности. также они сопровождают творческий процесс.