Рецепция – это эпизодическое сознательное заимствование мотивов, идей, материалов, которые берутся за образец, с целью использования в собственных этических, эстетических, политических и др. интересах.
Историческое значение античной литературы
Античная литература – это литература древних греков и римлян. Античная литература представляет собой специфическое единство и образует особую ступень в развитии всей мировой литературы. Римская литература при этом начала развиваться позже греческой и не только близка ей по типу, но и тесно связана преемственно, так как формировалась на ее основе, используя ее достижения и опыт.
Греческая литература является древнейшей из европейских литератур и единственной, развивавшейся самостоятельно, не опираясь на опыт других литератур.
В древнегреческой и римской литературе уже имелись практически все европейские жанры. Большинство из них сохранили свои античные названия, главным образом, греческие. Например:
- Идиллия;
- Комедия;
- Трагедия;
- Эпическая поэма;
- Элегия;
- Ода и т.д.
В античной литературе значительного развития, кроме перечисленных, достигли жанры сатиры, эпиграммы, разные виды ораторской речи и исторического повествования, литературное письмо, диалог. В античной литературе представлены и жанры романа и новеллы, хоть и в зачаточных формах. Также античность положила начало поэтике и риторике.
Однако историческое значение античной литературы и ее роль в мировом литературном процессе заключается не только в том, что в ней зародились и от нее свое начало ведут многие жанры, которые впоследствии подверглись трансформации в связи с потребностями искусства. Гораздо существеннее то, что европейская литература неоднократно возвращалась к литературе античности как главному творческому источнику. Именно из античной литературы черпались темы и основные принципы их художественной обработки. Соприкосновение средневековой и новой европейской литературы с литературой античности никогда не прекращалось, оно присутствует даже в средневековой церковной литературе, принципиально враждебной античному язычеству. Западноевропейская и византийская церковная литература в значительной мере выросли из поздних форм античной литературы.
Однако исследователи выделяют три периода в истории культуры Европы, когда ее соприкосновение с античностью было особенно тесным, и ориентация на античную культуру была основой для ведущего литературного направления.
Литература эпохи Возрождения и античная литература
Эпоха Возрождения противопоставила аскетическому и богословскому мировоззрению Средневековья новое, гуманистическое мировоззрение, которое утверждает земную жизнь. Стремление к полному, всестороннему развитию человеческой природы, интерес к реальному миру, уважение к человеческой индивидуальности – ключевые моменты этого нового идеологического движения, освобождавшего чувства и мысли от опеки Церкви. Гуманисты находили в античной культуре идеологические формулы для своих идеалов и творческих исканий, независимость морали, свободу мысли, людей с ярко выраженной индивидуальностью, а также художественные образы для воплощения этой индивидуальности. Гуманистическое движение Возрождения проходило под лозунгом возрождения античности. В этот период гуманисты собирали списки с произведений авторов античности, хранившиеся в монастырях, и издавали античные тексты.
Гуманистическое движение, зародившееся в Италии в 14 веке, со второй половины 15 века приобрело общеевропейское значение. В введении к «Диалектике природы» Энгельс пишет о том, что «перед светлыми образами греческой древности» во Франции, Италии, Германии возникла «новая, первая современная литература», а Испания и Англия пережили «классическую литературную эпоху». «Первая современная европейская литература» создавалась в непосредственном общении с литературой римской и позднегреческой. В 15-16 вв. гуманисты культивировали красноречие и поэзию на латинском языке, стремясь воспроизвести античные стилевые формы.
Античность в литературе классицизма 17-18 вв.
Другая эпоха, для которой литературным лозунгом была ориентация на античность, – эпоха классицизма 17-18 веков, ведущее литературное течение этого времени. Классицисты обращали особое внимание не на те стороны литературы античности, которые были близки по духу эпохе Возрождения. Представители классицизма стремились к обобщенным образам и строгим незыблемым правилам – композиция каждого художественного произведения должна была быть подчинена им. Писатели-классицисты в античной литературной теории, где особой популярностью пользовалась «Поэтика» Аристотеля, и в античной литературе искали такие моменты, которые бы соответствовали их собственным литературным задачам. Они стремились оттуда извлечь соответствующие «правила», зачастую не останавливаясь даже перед насильственным истолкованием античности. К таким «правилам», приписанным теоретиками классицизма античности, относится «закон трех единств»: места, времени и действия.
Классицисты, рассматривая свои «правила» как неоспоримые и вечные нормы истинной художественной литературы, своей задачей ставили не только подражать писателям античности, но и соревноваться с ними, превзойти их по этим «правилам». Классицизм при этом, как и Возрождение, главным образом опирался на римскую и позднегреческую литературу, а произведения ранних периодов античной литературы, например, поэмы Гомера, классицисты считали недостаточно утонченными для придворного вкуса абсолютной монархии. Нормативной же эпической поэмой классицисты считали «Энеиду» Вергилия.
Классицизм достиг своего наивысшего расцвета во французской литературе 17 века. Главным его законодателем и теоретиком был автор поэмы «Поэтическое искусство» Никола Буало.
Крайне многообразны формы воплощения наследия античности и в литературе 20 века. Писатели, обращаясь к поэтике мифологизирования, создают произведения, где кардинально переосмысляются традиционные образы и сюжеты. Персонажи античной мифологии наделяются сознанием современного человека, подвергаются ироническому снижению. Кроме того, в произведение вводятся многочисленные анахронизмы. Мифологический сюжет обогащается современными реалиями (например, пьесы П. Хакса «Прекрасная Елена», «Орфей в аду», «Амфитрион»).