Эзопов язык — это аллегория, иносказание, завуалированный намек на реальные обстоятельства и реальных людей.
Периоды развития древнегреческой литературы
Под названием «греческая литература» понимается вся литература греческого народа, написанная на греческом языке. Вся история греческой литературы делится на четыре периода:
- Античный. Совпадает с эпохой рабовладельческого общества (10-9 вв. до н.э. – 14 в. н.э.);
- Византийский. Занимает период времени от утверждения феодальной византийской империи до завоевания Византии турками (527-565 гг. – 1453 г.);
- Период турецкого владычества (1453 – 1829 гг.);
- Новогреческий (1829 г. – современность).
Наибольшее значение из всех периодов представляет античный. Вся европейская культура строилась на основе античной, поэтому элементы этой культуры вошли в общественные понятия, язык, мышление, художественные образы и т.д. Без знаний античной культуры многие стороны современной жизни были бы непонятны. Образами и идеями античности вдохновлялись великие представители науки, искусства, литературы: Микеланджело, Данте, Мильтон, Шекспир, Петрарка, Гете и т.д. Высокое значение греческой литературы признается великими русскими писателями и критиками: В.Г. Белинским, А.С. Пушкиным, А.И. Герценом и т.д.
Древнегреческая литература делится на следующие периоды:
- Начальный – время разложения первобытного родового строя. В этот период господствовало устное народное творчество;
- Классический (эллинский) – время образования и расцвета свободных городов-государств. В этот период развитие получили эпос, лирика и драма;
- Эллинистический – господство больших эллинистических монархий. Это время преобладания изысканных форм в искусстве;
- Эллинистическо-римский (императорский) – эпоха римского владычества. Время замирания старых традиций и появления новых – христианско-византийских
Источники древнегреческой литературы: мифы, сказки, народная песня
Источником древнегреческой литературы было устное народное творчество, и в первую очередь – мифы, главный источник сюжетов и образов.
Миф – это вымысел, сказка, с помощью которой первобытный человек пытался объяснить непонятные ему грозные явления окружающей реальности и найти ключ к овладению силами природы.
Почти во всех древни мифах звучит торжество человека над силами природы. Фантазия древних мифов имела выраженную материалистическую окраску.
Миф – это коллективное создание народа, поэтому он не устойчив, постоянно растет и развивается по мере развития общественного сознания.
В мифах вместе с тем отражались и явления общественной жизни – этапы развития института брака и семьи, материнского права, черты быта первобытных пастухов и охотников и т.д.
Мифологические черты доклассового общества сохранялись в памяти людей и в позднейшие эпохи. Например, воспоминания о первобытном людоедстве сохранились в мифах о человеческих жертвоприношениях (рассказ о жертвоприношении Ифигении), о циклопе Полифеме и т.д. Создание больших мифологических повествований – дело многих поколений. В первоначальную мифологическую основу добавлялись воспоминания об исторических событиях.
К мифу близка и неотделима от него сказка. От мифа ее отличает только подчеркнутая недостоверность. Сказки в древней Греции рассказывались в гинекее – женской половине дома. Сказки содержали фантастические рассказы о страшных чудовищах, прекрасном герое и т.д.
К древнейшим созданиям устного народного творчества относится и басня. В ней сохраняются черты животного эпоса, возникшего у первобытных скотоводов и охотников. Многочисленные басни, которые были популярны в народе в 5 в. до н.э. приписываются фригийскому рабу Эзопу. Под его именем сохранился сборник, состоящий из 426 басен в прозаическом изложении.
В результате долголетних наблюдений, коллективного опыта сложилось большое количество пословиц, поговорок, изречений. Когда выработались стихотворные размеры, поговорки были обличены в стихотворную форму. Изречения народной мудрости приписываются древним мудрецам: Фалесу, Бианту, Питтаку, СОпону, Периандру, Клеобулу, Хилону.
В мифах, устных рассказах, сказках, пословицах, песнях выражались взгляды человека на окружающий мир. Однако в памяти удерживалась речь, обличенная в ритмическую форму.
Поэмы Гомера
Сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, сохранившиеся до нашего времени, взятии из цикла сказаний о Троянской войне. Содержание каждой поэмы сосредоточено вокруг одного героя и вокруг одного действия. Так, «Илиада» - это поэма гневе Ахилла, и все свое внимание Гомер сосредотачивает именно на этом. Все остальные события связаны с гневом Ахилла, но иногда автор делает отступления для ясности изложения (перечисление сил троянцев и ахейцев, характеристика главных героев войска ахейцев). Некоторые эпизоды будто не имеют связи с основной нитью повествования.
Цельностью отличается и содержание «Одиссеи». Главная ее тема – возвращение хитроумного и многострадального героя на родину. Действие приурочено к последним дням его странствий, а представление об испытанных им страданиях дается в виде рассказа Одиссея на пиру у Алкиноя. Такой художественный прием говорит о высоком развитии поэтического мастерства.
Начальная часть поэмы, в которой постоянно упоминается имя Одиссея, а главным героем оказывается Телемах, его сын, обособлена. В V песни целостность поэмы и совершенство плана нарушаются. Здесь рассказ о собрании богов повторяет начальную сцену I песни. В остальном содержании «Одиссеи» выделяются две части:
- Отплытие Одиссея с острова Калипсо, прибытие к фракийцам, пребывание у них;
- Возвращение на Итаку, месть женихам.
Песнь, в которой рассказывается о встрече Одиссея с отцом и восстании родных убитых женихов выступает дополнением к поэме.
Во всех сценах и подробностях описаний поэт, несмотря на идеализацию прошлого, показывает правду жизни о его времени. А люди той эпохи выступают как обобщение воспроизводимой жизни. Творческие силы греческого народа нашли выражение в произведениях искусства и литературы, в которых запечатлены характерные черты жизни, воплощены идеалы народа. Греческая культура обогатила римскую, легла в основу европейской культуры. До сих пор в литературе используется и перерабатывается наследие Греции. В Греции зародилась лирика (Алкей, Гомер, Сапфо). Здесь же возникли первые формы романа. древнегреческие историки, философы, математики, инженеры, врачи, механики и т.д. создали науку, ставшую основой современной науки.