Кольцевая композиция – это прием в литературе, для которого характерно повторение какого-либо элемента в конце произведения и в его начале.
История создания, жанр, направление произведения. Художественное своеобразие рассказа
Рассказ В. Набокова «Круг» был написан в Берлине в 1936 году и напечатан в 1937 году в Париже, в газете «Последние новости». Впоследствии это произведение вошло в сборник «Весна в Фиальте», который был напечатан в 1956 году в Нью-Йорке.
Рассказ «Круг» В. Набоков назвал «маленьким спутником» романа «Дар». Писатель отмечал, что «Круг» вырос из «Дара». Но ряд исследователей считают, что писатель неверно указал дату написания рассказа, и он является предшественником романа.
«Круг» написан в лучших традиция русской реалистической литературы. Об этом свидетельствуют и воспоминания главного героя о прошлой любви, и тоска по утраченной молодости.
В то же время в рассказе присутствуют и черты модернизма. Воспоминания о России и мир эмигрантской жизни перетекают друг в друга, а их граница размывается. Подобная особенность сюжета отражается в композиции рассказа. Кольцевая композиция превращает жизнь героя в существование, которое лишено развития, в бег по кругу. «Круг» - это модернистский рассказ, который «маскируется» под реалистический.
В рассказе автор скрыт, и потому у читателя создается впечатление, что он воспринимает события глазами Иннокентия. Однако это не совсем так. Позиция автора в рассказе проявляется в смене точек зрения. Например, на первой странице появляется мысль: «Школьный учитель у нас в деревне». И это не мысль главного героя. Это надтекстовая позиция автора, который соединяет прошлое и настоящее, начало и конец рассказа, Россию и заграницу. Автор этой фразы появляется на последней странице рассказа. Мать Тани. Елизавета Павловна, объясняет ее мужу об Иннокентии: «сын школьного учителя у нас в деревне».
Еще одним приемом автора является игра с пространством и временем. Писатель в одном предложении соединяет события после расставания Иннокентия и Тани и последующие годы его жизни, вплоть до 1924 года. В одном предложении писатель заставляет Иннокентия вскользь прожить больше 10 лет жизни и сменить несколько точек жизни в вымышленной вселенной.
Сюжет и композиция произведения
Название «Круг» касается и композиции рассказа, и сюжета. Рассказ и начинается, и заканчивается словами «во-первых». Произведение начинается с рассуждений главного героя - Иннокентия, сидящего в кафе, о причинах его беспокойства, но сказано об этом в конце рассказа. И там же указана первая причина беспокойства, две другие же «перетекают» в начало. Этими причинами оказывается «бешеная тоска по России» и сожаление об ушедшей молодости. Практически весь рассказ – это воспоминания героя о юности и о каникулах в Лешино, где его отец работал школьным учителем.
Иннокентий анализирует свои мысли и чувства, отношение к Годунову-Чердынцеву, вспоминает свою влюбленность в Таню, его дочь. Он вспоминает о ее признании в любви и о своем удивлении и недоверии. Герой вспоминает годы учебы и скитаний, вспоминает войну с немцами. В 1924 году он узнал о кончине Годунова-Чердынцева. С Таней Иннокентий встретился в Париже через несколько лет. С момента их последней встречи прошло 20 лет. Таня замужем и воспитывает дочь. Уйдя от Тани, Иннокентий отправился в кафе и почувствовал беспокойство. Первой причиной его беспокойства оказалось то, что Таня, как и раньше, неуязвима и привлекательна. Две другие причины указаны в самом начале произведения. Таким образом композиция замыкается в кольцо.
Даже сама жизнь Иннокентия идет по кругу. Спустя 20 лет герой осознает, что все это время он словно бежал по кругу. Он так же влюблен в Таню, он так же чувствует ее превосходство, и так же недоволен своей жизнью. Но к этому еще добавляется ощущение упущенной возможности – молодость прошла, а тоску по России ничем не излечить.
Тема, идея, проблематика произведения
Главной темой рассказа является тоска по родине, по прошедшей молодости, по прошлому. Главная мысль произведения заключается в том, что герой за 20 лет жизни в эмиграции не изменился, не смог приспособиться к новым условиям. И по-прежнему он себя чувствует безнадежно влюбленным и обиженным. Он по-прежнему завидует тем, что сумел добиться большего. Читатель видит, что в первую очередь это проблемы отношения Иннокентия к действительности, однако сам герой этого не осознает.
Набоков в своем рассказе поднимает проблему, которая его постоянно беспокоила и которая присуща другим его произведения этого периода – проблему непрерывного движения по кругу, жизненного тупика. Писатель поднимает проблемы эмигрантов, которые были вынуждены оторваться от своих корней и не смогли смириться с новой реальностью, приспособиться к ней.
Система персонажей
Героями рассказа являются:
- Иннокентий Бычков;
- Отец Иннокентия;
- Таня;
- Годунов-Чердынцев.
Иннокентий Бычков – главный герой произведения. По возрасту он примерный ровесник автора. На момент встречи с Таней после двадцатилетнего перерыва Иннокентию около 35 лет. Герой рассказа всегда себя чувствовал плебеем. Он был сыном школьного учителя, и считал себя малозначительной фигурой. Этим продиктованы основные чувства, которые он испытывал в подростковом возрасте – ненависть и зависть.
Отец главного героя был школьным учителем. Он благодарен Чердынцеву за школу, которую барин снабдил учебными пособиями. Отец Иннокентия с благоговением относился к барину, который однажды помог ему выпутаться из одной политической истории. В рассказе отец – бессловесный герой. Сын испытывает за отца не гордость, а стыд. Иннокентий стыдится раболепия своего отца, а также своей дружбы с Василием, сыном кузнеца.
Иннокентий был угрюм, учился тяжело, мечтая о тройке. Годунов-Чердынцев помог Иннокентию окончить гимназию и поступить на медицинский факультет.
Иннокентий отличался впечатлительным, обидчивым характером. Он был одинок и особенно остро чувствовал социальную сторону вещей. Челядь Годуновых-Чердынцевых ему была омерзительна, но он им завидовал. Когда Иннокентия с отцом пригласили на день рождения Тани, он был в замешательстве, хоть и репетировал презрение.
За праздничным столом Иннокентий с отцом оказались среди «людей последнего разбора», что показалось ему позорным.
Иннокентий ненавидел Таню, ее подруг, двоюродных братьев и даже собак. Поэтому признание Тани ему кажется издевательством.
Иннокентий эгоцентричен, сконцентрирован только на себе, ожидает от других хорошего отношения к себе. И спустя 20 лет он остается таким же. Иннокентий не знает, как погиб Годунов-Чердынцев, но он злорадствует, что теперь Тане не на что учить детей.
Шестнадцатилетняя Таня – симпатичная девушка. Она хороша собой, общительна, любит подвижные игры. В отличие от Иннокентия, она не боится признаться в своих чувствах. Для взрослой Тани Иннокентий уже не важен. Даже несмотря на утрату знатности и богатства, Таня остается привлекательной и неуязвимой.