Кольцевая композиция – это прием, для которого характерно повторение какого-либо элемента в конце произведения и в его начале.
История создания, жанр, направление, смысл названия произведения
Пьеса А.В. Вампилова «Утиная охота» создавалась с 1965 по 1967 гг. Произведение было впервые опубликовано в альманахе «Ангара» в 1970 году. Пьеса была напечатана без цензуры, и в скором времени на Вампилова написали донос за клевету. На сцене пьесу ставили всего один раз в 1975 году. В том же году произведение вышло в составе сборника А. В. Вампилова «Избранное».
Жанровая специфика пьесы очень своеобразна. В этом произведении соединились черты драмы и лирики. Признаки драмы проявились во внешней структуре произведения, его форме; лирические признаки – в передаче чувств главного героя, в конфликте произведения.
«Утиная охота» — это пьеса, написанная в форме воспоминаний. Такая форма была очень популярной в период создания произведения. В основе пьесы лежат отрывочные воспоминания главного героя, которые создают картину его жизни и передают ключевой конфликт произведения.
Форма воспоминаний имеет тесную связь с исповедальным характером, и потому пьесу Вампилова можно назвать пьесой-исповедью. В таком случае важным в пьесе является не внешний конфликт главного героя с миром, а внутренний, который связан с его нравственными чертами.
Название пьесы связано с единственной радостью в жизни главного героя – утиной охотой. На новоселье Зилов делится со своими друзьями мечтами об острове, на котором бы он ощущал себя свободным и спокойным. Снаряжение для охоты, которое Зилов получает в подарок, становится для него таким островом. Весь год Зилов живет в ожидании охоты. На этом построена вся пьеса Вампилова.
В соответствии с жанровой спецификой произведения повествование строится в виде ремарок и реплик персонажей.
Сюжет и композиция произведения
В пьесе несколько сюжетных линий:
- любовный треугольник Зилова, его жены и любовницы;
- карьера Зилова;
- раздумья Зилова о том, как отнесутся окружающие к его смерти.
В критической литературе композиция пьес А. Вампилова характеризуется как кольцевая, когда действие строится по кругу, начальная и финальная сцены повторяются. «Утиная охота» начинается и заканчивается со сборов Зилова на охоту.
По мнению Е. Гушанской, композиция «Утиной охоты» центробежная. Главный герой пьесы стягивает все сюжетные линии на себя, именно с ним соотнесены все воспроизводимые ситуации и положения действующих лиц.
Пьеса состоит из трех действий, каждое действие представлено в двух картинах. Основным местом действия является квартира Зилова. Особенностью «Утиной охоты» является то, что хронотоп действия расширяется путем воображаемых главным героем воспоминаний и ситуаций. Таким образом в пьесе возникают три пласта:
- настоящее;
- прошлое – воспоминания Зилова;
- промежуточный пласт – видения, предполагаемое будущее.
Тема, идея, проблематика пьесы
В «Утиной охоте» А. Вампилов показывает картину мира. Равнодушный ко всему главный герой живет в таком же равнодушном мире. Люди не стремятся изменить мир к лучшему, не замечают всю ничтожность своего существования, поэтому им непонятно поведение главного героя. Окружающий мир равнодушен к мироощущению Зилова, осознающего пустоту своей жизни.
Этому неидеальному миру в пьесе противопоставляется мир охоты. Поднимаемая Вампиловым тема охоты воплощает идею противоположности бездушной обыденности.
Конфликт пьесы неразрешим. Зилов видит свою жизнь как движение по кругу, и изменить направление он не в силах. Зилову кажется, что утиная охота все исправит. Однако читателю понятно, что это мнение ошибочно. Неслучайным является упоминание, что герой неудачлив в охоте. И попытка изменить направление своей жизни окажется такой же неудачной. Зилов хочет финала с красивой трагедией, но ему не удается и роковой шаг.
В произведении особое внимание уделяется бытописанию, которое включает огромное количество художественных деталей. Например, плюшевый кот является символом неудачных отношений Зилова и Галины. Беспорядок в доме Зилова указывает на беспорядок в его духовном мире.
Вампилов в своей пьесе подчеркивает типичность быта.
Основная функция в изображении внешнего и внутреннего конфликта произведения приходится на диалоги, которые выявляют сущность действующих лиц. Они разговаривают лаконично, используют общеупотребительную лексику и жаргонизмы. Так, циничные реплики Веры, насыщенные жаргонизмами и просторечиями, показывают уровень ее воспитанности. Речь Кушака обнажает расхождение его помыслов и слов. За лозунговыми обращениями, затверженными речами скрывается желание поддаться искушению при внешнем соблюдении приличий. Уровень культуры выявляется в небрежном обращении к официанту.
Система образов произведения
Действующие лица пьесы – представители эпохи застоя. Они живут в типовых домах, в их речи нет индивидуальных особенностей. Герои пьесы – люди с высшим образованием: учитель, инженеры. Но темы их разговоров обыденны, далеки от философских размышлений.
Главным героем пьесы является тридцатилетний инженер Виктор Зилов. Зилов – преуспевающий человек. Он работает инженером в солидном бюро, уже получил квартиру. У него есть любящая жена Галина. Но Зилов недоволен своей жизнью. Он бешено гоняется за счастьем и не достигает его. С окружающими отношения Зилова складываются напряженно. Он обманывает начальника. Бесцеремонно ведет себя с женщинами. Зилов охладел к любящей супруге. Новость о будущем ребенке оставляет Зилова равнодушным, что причиняет Галине боль. Ее очень ранят невнимание мужа и постоянное присутствие в их доме посторонних людей. Галина подозревает мужа в изменах, но старается сохранить брак. С терпением она относится и к страсти Виктора к утиной охоте.
На первый взгляд кажется, что Зилов мечтает о свободе, но его вполне устраивает и будничная жизнь. Он не стремится реализовать себя в работе, не пытается стать хорошим мужем.
Другие персонажи пьесы:
- Ирина – студентка, любовница Зилова. Известие о беременности Галины не мешает ей разрушить его брак;
- Вадим Андреевич Кушак, начальник Виктора. Внешне ведет себя благопристойно, произносит правильные речи, но при отъезде жены увлекается «милой женщиной»;
- Саяпин – сослуживец и приятель Зилова. Находится под влиянием Виктора, завидует Зилову;
- Валерия – жена Саяпина. Энергичная, бесцеремонная женщина с жестким характером;
- Кузаков – еще один приятель Зилова. Скрывает, как ему неприятно быть в тени Виктора;
- Вера – бывшая любовница Виктора, невоспитанная, грубоватая женщина без нравственных ограничений. Приятельствует с Зиловым, флиртует с Кушаком;
- официант Дима – бывший одноклассник Зилова и Саяпина, незаметный персонаж. В жизни Зилова играет роль злого гения. Именно Дима преуспел в утиной охоте, и Виктор готов на все, лишь бы охотиться вместе с ним;
- отец Зилова – внесюжетный персонаж.